«Можешь жить в землянке, но, если ездишь на «Мерседесе», тебя уважают»

Кадыров объяснил, почему у чиновников в Чечне машин в 4,5 раза больше, чем в среднем по России

Анатолий Караваев
Рамзан Кадыров объяснил, почему Чечня лидирует по количеству автомобилей на балансе чиновников. Оказывается, в республике «долгие годы» не списывали старые авто, на которых, несмотря ни на что, продолжают ездить представители власти. Именно поэтому число персональных машин у чеченских госдеятелей в 4,5 раза выше, чем в среднем по России. Источник в управделами президента РФ отмечает, что вопрос замены автопарка решается в каждом регионе индивидуально, а эксперт «Газеты.Ru» напомнил, что еще в СССР старые машины чиновники не продавали, а передавали подчиненным.

Свое заявление чеченский лидер сделал во время встречи с премьер-министром республики Абубакаром Эдельгериевым. Кадыров не стал отрицать излишнюю автомобилизацию своих чиновников, а просто объяснил ее причины.

«Недовольство федерального ведомства (Минфина) в том, что у нас большой автопарк, — сказал глава Чечни. — На самом деле, наличие такого количества автомобилей связано с тем, что мы долгие годы не списывали старую технику, продолжаем ее до сих пор использовать. Поэтому я считаю эти претензии необоснованными. Возможно, министра неверно проинформировали по этому поводу».

Под «недовольством федерального центра» Кадыров имел в виду заявление главы Минфина на недавнем заседании правительственной комиссии по развитию СКФО. Тогда Антон Силуанов говорил о необходимости бюджетной экономии в регионе, в том числе за счет чиновников – их на Кавказе слишком много, а эффективность работы при этом невысока. При этом вместе с ростом числа чиновников стремительно растет и их служебный автопарк. «Чемпион у нас, конечно, Чеченская Республика, — говорил министр. —

При среднем в РФ количестве легковых автомобилей на балансе госорганов — или которые арендуют госорганы — 0,06, в Чеченской Республике — 0,27.

В Чеченской Республике примерно половина всех служебных автомобилей из СКФО. То есть есть возможность для оптимизации».

Будут ли предприняты какие-то конкретные шаги в этом направлении, пока неизвестно. Ответ на соответствующий запрос «Газеты.Ru» в Минфине РФ на момент сдачи материала подготовить не успели.

Между тем источник «Газеты.Ru» в управделами президента РФ рассказал, что в ведомстве есть четкие нормативы по срокам смены служебных машин. «Это или три-пять лет эксплуатации, или 400 тыс. километров. После этого автомобиль продается и покупается новый, — пояснил он. – Это не какое-то общее правило для всех регионов, такие вопросы в каждом регионе решаются индивидуально, ведь везде разные климатические условия, разные дороги». По словам источника, марка автомобиля также определяется именно регионом-покупателем и зависит от должности того или иного руководителя.

Сколько именно в Чечне служебных машин и сколько среди них «старой техники», доподлинно неизвестно – подобную информацию чиновники добровольно никогда не раскрывают.

Однако по многочисленным фотографиям автомобилей, на которых передвигается Рамзан Кадыров и его окружение, можно сделать вывод, что до статуса «автохлама» им еще далеко.

Автопарк чеченского лидера и его окружения уже давно стал легендой – в интернете без труда можно найти видеоролики, на которых автомобилисты в Чечне, робко прижимаясь у обочины, пропускают летящий навстречу представительский кортеж, насчитывающий около сотни машин. У самого Кадырова в гараже есть Mercedes-Benz S 600 Pullman Guard. Именно на таком автомобиле перемещается президент России Владимир Путин. Даже многочисленная охрана Кадырова, как правило, перемещается только на люксовых внедорожниках Porsche Cayenne или Mercedes Gelandewagen.

Правда, далеко не все автомобили, за рулем которых был замечен чеченский лидер, куплены за бюджетные средства. Некоторые из них он получил в подарок. В частности, на 30-летие Кадырова ему преподнесли новенький Ferrari.

Впрочем, люксовые иномарки любит не только глава Чечни, но и его подчиненные. Так, в прошлом году в поле зрения блогеров попал тендер на закупку люксового седана Mercedes-Benz S500 за 5,5 млн рублей для управделами главы и правительства Чечни. Примерно в то же время приобрести Mercedes-Benz GL 500 4Matiс «особой серии» решил и глава отделения ПФР по Чечне Мохмад Ахмадов. Стоимость авто составляет 4 млн рублей.

В пресс-службе Рамзана Кадырова к теме избыточного количества служебных авто и их стоимости отнеслись болезненно. «Есть машины, которые выработали свой ресурс и нуждаются в списании», — сухо заявил пресс-секретарь главы республики Альви Каримов. Отвечать на вопрос, почему в Чечне чиновники предпочитают закупать исключительно дорогие иномарки, он не захотел. «Вы так косноязычно говорите… Извините, у меня нет времени. Спасибо», — бросил Каримов, оборвав разговор.

Координатор проекта o001oo.ru (собирает информацию о машинах со спецномерами и мигалками и их владельцах. — «Газета.Ru») Дмитрий Галинович считает, что избыток люксовых иномарок в Чечне объясняется менталитетом региона.

«В Чечне издавна самым важным было не как человек живет, а какой у него конь. Потом это перенеслось на автомобили. Ты можешь жить в землянке, но если ездишь на «Мерседесе», то тебя все уважают.

Это просто психологическая особенность данной этногруппы, — объясняет Галинович. – Выделиться как-то среди глав других регионов у того же Кадырова возможностей не так уж много, и одна из них – автомобили. Не зря он ездит на бронированной машине, как у Путина, а количество бронированных автомобилей в кортеже Кадырова во много раз превышает количество бронированных машин, например, у главы соседней Ингушетии, на которого не так давно покушались».

По мнению Галиновича, если в интернете гуляет много фотографий с люксовыми иномарками чеченских чиновников, это не значит, что на таких «железных конях» ездят в республике все. «Их просто все фотографируют, это притягивает внимание, — говорит эксперт. — А кто будет снимать чиновников рангом меньше, которых, может быть, в разы больше и которые могут ездить на «Волгах» и «Приорах»? Здесь я бы даже отметил Кадырова, который в условиях слабой развитости транспортной инфраструктуры смог обеспечить своих людей автомобилями».

Галинович также уверен, что закупка новых автомобилей без продажи старых является далеко не худшим вариантом в российских условиях.

«Кадыров поступает так, как делали во времена СССР и сейчас поступают в силовых ведомствах – старые машины не продают по дешевке, а передают подчиненным.

Где-то в Москве на машине отъездил генерал, потом ее отдают в регион и продолжают использовать там. Таким образом, автомобиль реально вырабатывает свой ресурс, — отмечает эксперт. – А в большинстве регионов машины меняются едва ли не раз в три года, при том что они почти новые. Автомобили списывают и продают по остаточной стоимости, то есть в разы дешевле, чем на рынке, тем же водителям или приближенным. У нас в Петербурге недавно меняли Audi A8 после всего нескольких лет эксплуатации. Ну разве эти машины рассчитаны только на такой срок? Вот с этой практикой как раз и нужно бороться».