В российской столице закончились номера с двузначными, а также трехзначными кодами региона, начинающимися с цифры 1. В связи с этим Москва стала первым городом, где подразделения ГИБДД выдают регистрационные знаки с трехзначными кодами региона с семеркой впереди. Столичным гаишникам уже поступила партия из 500 тыс. таких номеров. Сначала в Москве использовали (в порядке появления) три серии: 77, 99 и 97 — их вид был определен ГОСТом 1993 года. В 2004–2005 годах их стало недостаточно, и власти решили ввести трехзначные цифровые коды, которые воспроизводили уже имеющиеся, но имели дополнительную цифру в начале – единицу (177, 199, 197).
Теперь на дорогах Москвы появятся автомобили с кодами 777, 799, 797.
Как пояснили «Газете.Ru» в ГИБДД России, цифру 7 выбрали из технических соображений.
Дело в том, что размеры каждой цифры и буквы четко прописаны в ГОСТе. Чтобы не переписывать документ, в номер можно, без изменения его размера, втиснуть только две цифры – 1 и 7. Однако серии с единицей уже исчерпали свой лимит, поэтому осталась только семерка.
Остальные параметры номера – три буквы и три цифры – останутся прежними. Как сообщает «Российская газета», первые серии номеров стали традиционно выдаваться в алфавитном порядке. Таким образом, первые счастливчики получат в номерах, кроме трех семерок, еще и буквенное сочетание «ааа». По данным издания, «красивый» номер «а001аа777» достался рядовой жительнице Москвы (номеров с тремя нулями не бывает).
Такие изменения стали возможны в рамках инициативы МВД. Ведомство внесло изменения в приложение № 1 к приказу МВД России от 28 марта 2002 года № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств». Действие приказа распространяется не только на Москву, но и на все российские регионы.
Проблема нехватки кодов регионов в крупных субъектах возникла давно, во многом это обусловлено общим ростом количества автомобилей в стране.
По данным агентства «Автостат», российский парк легковых автомобилей в 2012 году вырос на 5,1% и достиг отметки в 36,9 млн машин – прирост за один год составил около 1,8 млн автомобилей.
«Все регионы, которые уже почти исчерпали свои двузначные номера и трехзначные с «единицей», уже следующую партию номеров будут заказывать с семеркой впереди», — пояснили «Газете.Ru» в ГИБДД. Следующими регионами станут Приморский край (там появится серия 725), Краснодарский край (723) и Башкирия (702).
Сейчас номерные знаки можно сохранять при смене собственника, снятии машины с учета, регистрации на новом месте жительства. ГИБДД также может выдавать номера старых серий, которые сдали прошлые владельцы, однако эта процедура довольно кропотливая и длительная. Большинство автовладельцев также стараются старые номера утилизировать: гораздо проще оформить новый номер. Поэтому регистрационные меры по обороту одних и тех же номеров оказались явно недостаточными.
Эксперты считают, что, учитывая темпы роста российского автопарка, мер по введению в коде региона дополнительных цифр недостаточно. Так, на каждую серию можно выдать ровно 1 726 272 номера.
«Рано или поздно и эти закончатся, — заявил «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — На какое-то время их хватит, а что дальше? Четыре семерки, пять семерок и до бесконечности? Мы все равно упремся в потолок, поэтому следующий этап – это послабление в символике и цифрах и более лояльном их расположении в номере.
Мы к этому придем, но тут вопрос ограничений, чтобы не превратилось в вакханалию, как в США, где в номере можно писать «Джон Леннон» и все, что угодно».
Однако в ГИБДД «Газете.Ru» заявили, что там против послаблений, так как в ГОСТе нормы прописаны из соображений безопасности. «Тут проблема с человеческим фактором, — объясняют в ведомстве. – Когда идет поток транспорта и передаешь ориентировку на розыск, инспекторы и люди привыкли к определенному формату номера и именно его высматривают в потоке. Гораздо проще запомнить действующий формат. Когда номера иные и сколько угодно букв, то запомнить будет гораздо сложнее».