С резкой критикой действий властей Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) премьер-министр Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов выступили на совещании в Пятигорске в понедельник вечером.
По словам Медведева и Силуанова, в СКФО самое большое количество чиновников на душу населения, а налоговая и бюджетная политика в их отношении слишком либеральна.
При этом республики СКФО традиционно остаются дотационными регионами, и с каждым годом их зависимость от федерального бюджета не уменьшается.
По словам Силуанова, в среднем по России численность госслужащих из расчета на 1 тыс. человек составляет 1,8, в СКФО этот показатель равен 2,1, а в Чечне и Ингушетии превышает общероссийский в 2–3 раза. Параллельно с ростом аппарата чиновников увеличивается и чиновничий автопарк республик СКФО. Рекордсменом в этом отношении остается Чечня. Для сравнения, среднее количество автомобилей на балансе или аренде у госорганов составляет 0,06, а в Чечне этот показатель достигает 0,27. В Чеченской Республике находится почти половина всех служебных автомобилей госаппарата СКФО. Говоря об автопарке чиновников Чечни, Силуанов упомянул некую «возможность для оптимизации».
Напомним, ранее широкий резонанс в интернете вызвали видеозаписи, на которых запечатлен кортеж главы Чечни Рамзана Кадырова, состоящий в разных случаях примерно из ста автомобилей.
Значительную часть сопровождения Кадырова составляют дорогостоящие автомобили премиум-марок BMW, Mercedes-Benz и Porsche.
Чиновники СКФО неоднократно попадали в поле зрения общественности из-за опубликованных на сайте госзакупок заявок на приобретение дорогостоящих иномарок. В частности, в мае такой тендер был размещен от имени и.о. главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Согласно заявке, администрация планировала закупить 10 автомобилей Toyota Camry и четыре внедорожника Toyota Land Cruiser 200 общей стоимостью 24 млн руб. Позже Абдулатипов заявил, что он не имеет отношения к тендеру – машины якобы пытались купить в отсутствие и. о. главы республики. В итоге тендер был отменен, а глава администрации, причастный к его размещению, был наказан, заверил Абдулатипов.
В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предусматривающий ограничение стоимости закупаемых чиновниками машин на отметке 3 млн руб. Перед этим с еще более жесткой инициативой выступил оппозиционер Алексей Навальный. Он предложил запретить чиновникам покупать машины дороже 1,5 млн руб. Его предложение набрало 100 тыс. подписей граждан, после чего инициативу направили на рассмотрение в Минэкономразвития и Минпромторг.
Между тем некоторые регионы самостоятельно ввели ограничения на стоимость покупаемых чиновниками автомобилей.
Так, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко ограничил закупку автомобилей для чиновников суммой 1,1 млн руб. в марте 2013 года. Кроме того, он ограничил стоимость аренды легковых автомобилей с водителями, а также мощность арендуемых авто, которая не должна быть выше 199 л. с. Схожее ограничение ввел глава Иркутской области Сергей Ерощенко – он запретил региональным чиновникам покупать автомобили дороже 1,2 млн руб. Исходя из этих ограничений чиновники смогут позволить себе только бизнес-седаны уровня Ford Mondeo или Toyota Camry.
Стоит отметить, что минфин Удмуртии пошел еще дальше и полностью запретил все торги и конкурсы на закупку легковых машин чиновниками региона.
Комментируя ситуацию с автопарком в Чечне, один из собеседников «Газеты.Ru» на Северном Кавказе, попросивший не называть его имени, вспомнил показательный пример. Во время визита в республику он, занимая пост в правительстве одной из северокавказских республик, неформально пообщался с охраной Рамзана Кадырова, которая тогда активно использовала седан Toyota Camry. «В кортеже Кадырова их было как мух, — вспоминает он. — Я спросил, как им нравится машина.
Они хорошо о ней отзывались — и не ломалась, и едет хорошо, но сказали, что один недостаток у нее все-таки есть. Слишком дешевая».
Учредитель и и. о. главного редактора дагестанской газеты «Черновик» Магди Камалов удивился, что первое место в рейтинге министра финансов РФ досталось Чечне, а не Дагестану. «Я думал, что по количеству люксовых иномарок, джипов сопровождения наши чиновники на первом месте, — вспомнил историю с неудавшейся закупкой автомобилей Камалов. — У нас даже обычные республиканские министры ездят на бронированных Mercedes, которые сопровождают дорогостоящие Land Cruiser 200. Причем обычно таких внедорожников как минимум два, и цифры в госномерах у них стараются делать одинаковыми, отличаются только буквы. Это все у нас в порядке вещей».
Камалов отметил, что эта проблема существует уже давно, но решить ее системно пока не удается.
«Нужен четкий сигнал. Если бы Силуанов или люди его уровня говорили об этом постоянно, то, может, что-то и изменилось бы, а тут не хватает системного подхода», — уверен журналист.
По мнению Камалова, ситуация в Дагестане, возможно, изменится с приходом нового главы республики Рамазана Абдулатипова. «Недавно во время его командировки в Москву чиновники втихаря объявили конкурс на закупку очередной партии люксовых автомобилей, он узнал и был очень недоволен, — вспоминает Камалов. — В итоге конкурс отменили, то есть какая-то борьба идет, но и здесь пока не хватает какой-то системности. Хотя до него ситуация в этом плане была гораздо хуже».
Пресс-секретарь президента и правительства Чечни Альви Каримов не смог прокомментировать «Газете.Ru» заявления министра финансов, так как находился на совещании.
Бывший пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов считает, что озвученные Силуановым претензии обоснованы.
«Такая проблема в кавказском регионе есть, особенно у чиновников, которые засиделись на своей должности и чувствуют себя очень уверенно. Правда, когда я работал, в Ингушетии в 2009–2011 годах такие закупки жестко пресекались, — вспоминает Ахильгов. — Если исключить самого Юнус-Бека Евкурова, которому после покушения были положены дорогие бронированные машины, то остальным республиканским чиновникам распускаться не давали. Я помню, когда наш министр экономики захотел купить себе люксовую иномарку, кажется Toyota, то ему прямо запретили сделать это.
Он сам рассказывал мне, что в итоге пришлось брать корейский Hyundai. Он не сильно расстроился, а просто заказал себе Hyundai подороже».
Экс-чиновник полностью поддерживает инициативу Алексея Навального, предлагающего ограничивать максимальную стоимость машин для чиновников. «Здравая идея. Если чиновник хочет ездить на люксовой машине, то пусть покупает за свой счет и ездит на ней во внерабочее время», — добавил он.
По мнению Ахильгова, наиболее ярко проблема переизбытка у чиновников дорогих машин проявляется в Чечне. «Это ни для кого не секрет, — считает экс- глава пресс-службы. — Достаточно зайти на YouТube, ролики с кортежем Кадырова там пользуются популярностью. Хотя, конечно, во многом это объясняется повышенными мерами безопасности».
Ахильгов считает, что для борьбы с этим явлением северокавказским чиновникам не хватает сигналов сверху. «Люди, которые управляют страной, должны четко дать понять, что тот же Силуанов прав и надо последовать его совету. Это будет четкий сигнал, и я считаю, что его будет вполне достаточно, чтобы как-то исправить ситуацию», — уверен он.
«Я присутствовала на совещании, на котором выступал Силуанов, и в основном он говорил об Ингушетии и Чечне, — рассказала «Газете.Ru» глава пресс-службы президента и правительства Кабардино-Балкарии Залина Шокарова. — Что касается нашей республики, то президент КБР Арсен Каноков ездит на автомобиле, купленном на свои личные средства. Про наш качественный и количественный автопарк в целом я судить не берусь, цифр точных не знаю, но там разные автомобили. Есть среди них и иномарки, и отечественные «Волги».