О радикальных нововведениях, которые ждут автомобилистов уже с начала следующего года, «Газете.Ru» рассказал влиятельный депутат-единоросс Вячеслав Лысаков. По его словам, серьезные поправки будут приняты в рамках законопроекта, предложенного в конце декабря прошлого года депутатом Госдумы Ириной Яровой.
Ее инициативу приняли в первом чтении в марте этого года. В частности, Яровая предлагает ввести в УК РФ новую статью 264 прим. 1, по которой предлагается наказывать пьяных водителей, уже лишенных прав за данное правонарушение. В законопроекте за это предусматриваются различные наказания: или штраф в 200 тыс. рублей, или принудительные работы до двух лет, или арест на шесть месяцев.
Однако ко второму чтению в документ планируется внести значительные правки.
По мнению Лысакова, после того как в законодательство были возвращены критерии состояния опьянения, появилась необходимость еще жестче ударить по тем, кто действительно пьет за рулем. «Планируется резко ужесточить наказание, чтобы эти люди знали, что если их уже ловили на пьяной езде, а они в течение года после возвращения прав снова садятся за руль в таком виде, то им грозит уже не просто крупный штраф, а судимость и реальный срок в колонии», — заявил он.
Несмотря на то что в законопроекте Яровой уже сейчас прописаны возможные санкции, Лысаков отметил, что итоговый вариант с большой долей вероятности будет изменен. «Первое чтение — это скорее концепция будущего закона, она заключается в ужесточении наказания для пьяных водителей, — заявил он. — Размер максимальных санкций пока обсуждается, но я думаю, там останется своеобразная вилка.
Суд сможет назначить или крупный штраф, или принудительные работы, или реальное лишение свободы. Сколько именно — пока вопрос, но, думаю, речь идет о нескольких годах заключения.
Вилка нужна, потому что в каждом регионе своя специфика, поэтому мы оставим для местных судов возможность учитывать конкретную ситуацию».
Парламентарий подчеркнул, что уголовное наказание будет грозить не только тем водителям, которые сядут пьяными за руль, уже будучи лишенными прав за это же нарушение, но и тем, кто сделает это в течение года после возвращения водительского удостоверения. «Повторение будет считаться с момента окончания санкции, — отметил Лысаков. – А для тех, кто сел, не дождавшись окончания предыдущего наказания, нужно еще больше усиливать ответственность. Тут нужно дифференцировать наказание, потому что это, по сути, двойное нарушение».
«Мы подготовим их до конца года, примем все, и, я думаю, они вступят в силу с 1 января 2014 года», — добавил он.
Напомним, что еще до рассмотрения в парламенте ужесточающие ответственность поправки успели вызвать шквал критики не только со стороны ряда депутатов, особенно Лысакова, но и со стороны Верховного суда (ВС) РФ. Тогда после негативного отзыва ВС на законопроект он был лишь незначительно доработан. Ожидалось, что его должны были принять еще в весеннюю сессию парламента, однако рассмотрение поправок неожиданно затянулось, и в последнее время о них никто не вспоминал.
После недавнего принятия поправок, обязывающих учитывать максимальную погрешность алкотестеров, сам Лысаков изменил свое отношение к самой идее закона коллеги по фракции и готов его поддержать.
С идеей введения уголовного наказания для пьяных водителей категорически не согласен юрист Лев Воропаев, известный по своей жалобе в Верховный и Конституционный суды на «сухой закон» для водителей.
«Вводить уголовную ответственность за это нельзя до тех пор, пока у наших граждан не появятся адекватные возможности защищать свои права в судах, — заявил «Газете.Ru» Воропаев. – У нас правосудие с явным обвинительным уклоном, это ни для кого не секрет и наглядно видно по тем же административным делам автомобилистов – доказать свою правоту им практически невозможно».
По его мнению, одним лишь ужесточением наказания за нарушения ПДД и пьянство за рулем не удастся снизить количество этих правонарушений, так как само наказание в России сейчас не является неотвратимым.
«У меня складывается ощущение, что Лысаков не видит системные проблемы в ГИБДД, где у нас 70–80% людей, которые не должны там работать, — продолжает Воропаев.
– Нужно искоренять коррупцию на низах, где ее уровень очень высокий. Потому что сейчас, сколько ни ужесточай, пьяный водитель знает, что всегда можно договориться с инспектором или, с чем я не раз сталкивался в своей практике, негласно решить вопрос в суде. А это значит, что и серьезного сдерживающего фактора для пьяных водителей все-таки нет. Я уже не говорю о «блатных» водителях, которые ездят на особых номерах. Им вообще плевать на закон, на дороге они ведут себя абсолютно безнаказанно, ничего не боятся, потому что система так устроена – останавливать такого, значит, получать проблемы на свою голову».
Юрист полностью поддержал негативный отзыв ВС на законопроект Яровой.
«Суд тогда сказал, что вопрос безопасности на дорогах нужно решать, не плодя тысячи новых уголовников, а комплексно, чего в законопроекте нет, — отметил Воропаев.
– Что касается слов Лысакова о доработке, то я ему не очень верю. Когда он шел в Госдуму, то обещал одно, а по факту получается другое. А Яровая бывший прокурор, поэтому мыслит она тоже как человек системы – там явно не хватает взгляда со стороны самих водителей. У нас принимают законы те люди, которые никогда не будут по ним отвечать».