Современные образцы работы российских автомобильных конструкторов все реже убирают в «долгий ящик» — с развитием потребительского рынка перспективные прототипы все чаще попадают на конвейер. Одним из последних автомобилей, который добрался до непосредственного производства, стал хетчбэк на базе сверхпопулярной модели Lada Granta.
Однако многим отечественным автомобилям так и не было суждено добраться до покупателей.
Последним советским лимузином для первых лиц страны стал ЗИЛ-4102. Информации о машине сохранилось немного. По некоторым данным, автомобиль разрабатывался по заказу Михаила Горбачева, но итоговая машина ему не понравилась, и проект был свернут. Было изготовлено всего два экземпляра автомобиля, один из которых утерян. Известно, что в качестве образца для новой разработки был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit 1985 года, но машина получилась своеобразной.
Данный лимузин стал первым автомобилем для первых лиц страны, не использующим рамную компоновку. Для разработки машины с использованием несущего кузова инженерам ЗИЛа пришлось приложить массу усилий, чтобы ликвидировать вибрацию кузова. Получившаяся машина была примерно на 50 см длиннее тогдашней «Волги» и на 500 кг тяжелее более привычного лимузина ЗИЛ-41041.
На машине стоял старый мотор V8 объемом 7,6 литра. С таким агрегатом машина могла разогнаться до «сотни» за 10,5 секунды – показатель неплохой, во многом связанный с отказом от рамной компоновки. Внутреннее оснащение машины обладало массой электроники наподобие проигрывателя компакт-дисков, а также электроприводов сидений и стеклоподъемников. Такое оснащение удивило бы советского человека, но для западных автомобильных компаний оно уже было нормой. Салон машины был выполнен из белой замши и кожи.
Массовым советским внедорожником могла стать не «Нива», а проект АЗЛК-2150. Компактный автомобиль повышенной проходимости был впервые спроектирован еще в 1960-х, но из-за отсутствия интереса властей проект был законсервирован. Новая версия машины была сконструирована в 1973 году для госзаказа, который впоследствии достался «вазовскому» внедорожнику.
Стилистически автомобиль напоминал Jeep Willys и Toyota Land Cruiser первого поколения. Советский внедорожник по сути был построен с использованием узлов и агрегатов седана «Москвич-2140», который готовился к выходу. На машине стоял двигатель от «Москвича-412» мощностью 75 л. с., с которым внедорожник разгонялся до 105 км/ч. 2150 был изготовлен лишь в двух экземплярах.
В отличие от «Нивы» автомобиль был построен на раме с применением типичных для серьезного внедорожника решений – неразрезные мосты и рессоры в подвеске. Тем не менее победа в госзаказе досталась «Ниве» — машина получила более компромиссную с точки зрения проходимости, но наиболее комфортабельную и конкурентоспособную конструкцию. Военные заинтересовались АЗЛК-2150, но заявленный заказ на 60 тыс. машин так и не получил «зеленый свет».
Еще одним соперником «Нивы» стал ИЖ-14. Как и «вазовский» внедорожник, машина обладала несущим кузовом. Машины также обладали схожим экстерьером, больше не напоминающим военные внедорожники середины XX века. ИЖ-14 был технически унифицирован с «Москвичом-412», но для машины разрабатывалась специальная подвеска – торсионная задняя и «макферсон» спереди.
Машина использовала двигатель от «Москвича-412», как и уже упомянутый АЗЛК-2150. Тем не менее ижевский внедорожник мог ехать чуть быстрее – максимальная скорость составляла 120 км/ч.
Машину не успели довести до ума к окончанию конкурса, поэтому конкурировать с АЗЛК-2150 и «Нивой» она не смогла. Разработки ИЖ-14 не нашли никакого применения, и проект канул в Лету.
В минувшем году «АвтоВАЗ» продемонстрировал концепт-кар Lada X-Ray, который дает представление о том, как в будущем будут выглядеть автомобили марки. Буква X и ранее использовалась для обозначения моделей компании.
В 1990 году в прессе «засветился» опытный образец «ВАЗ X» — семиместный минивэн с весьма смелым футуристичным дизайном. К сожалению, о технической части машины не известно ничего.
Стилистически машина напоминает концептуальный минивэн Pontiac Trans-Sport, продемонстрированный в 1986 году. Речь идет именно о прототипе – серийная версия этого автомобиля получила несколько другой облик, но стремительный силуэт с заостренной передней частью у автомобиля остался.
Одним из немногих спортивных автомобилей в Советском Союзе был «ЗИС-Спорт». Двухместный родстер был создан на базе лимузина ЗИС-101 в 1939 году. Авторами проекта стали несколько молодых конструкторов, которые разработали машину по собственной инициативе.
Автомобиль имел рядный восьмицилиндровый объемом 6 литров, который развивал мощность в 141 л. с. Автомобиль должен был разгоняться до 180 км/ч, но на испытаниях машина смогла набрать скорость лишь чуть более 160 км/ч. Тем не менее автомобиль имел несколько сильных технических решений для страны в то время – стабилизатор поперечной устойчивости и новаторскую для автопрома СССР конструкцию коробки передач.
Автомобиль был представлен на суд Сталина и Кагановича, те похвалили спорткар, но в условиях конца 1930-х проект не мог получить дальнейший ход. Во время войны единственный экземпляр «ЗИС-Спорт» был утерян.
Еще одним легким советским внедорожником должен был стать «ЛуАЗ-1301» Луцкого автозавода, к тому времени долго производившего миниатюрный утилитарный вездеход – модель 969М.
Первая версия автомобиля была показана в 1984 году. Она представляла собой шасси уже зарекомендовавшего себя 969М с новым, современным кузовом из пластика, который ставился на стальной каркас. В 1990 году был показан доработанный вариант – машина получила независимую подвеску с пневматическими элементами, которые позволяли менять высоту посадки. В качестве двигателя использовался мотор от ЗАЗ «Таврия».
Получившийся автомобиль отдаленно напоминал японские миниатюрные внедорожники того времени наподобие Suzuki Samurai. Автомобиль можно было в любое время переделать в пикап – задние панели легко снимались. По неизвестным причинам проект так и не был реализован.
В 2002 году «ЛуАЗ-1301» вновь напомнил о себе – машина получила слегка доработанный экстерьер и новый двигатель. Тем не менее новая версия машины также до конвейера не добралась – руководство завода не смогло найти ресурсов для выпуска вполне перспективного для своего времени автомобиля.
Авангардный «вагончик» НАМИ-013 был создан в конце 1940-х годов. Автомобиль обладал поистине революционными для советского автопрома дизайном и рядом технических решений. На время появления машина, по сути, не имела аналогов в мире.
Мотор машины был расположен сзади, он работал в паре с разработанной в НАМИ автоматической коробкой передач. Изначально планировалось использовать на машине специально разработанный оппозитный двигатель, но позже пришлось использовать мотор от «Победы». При весе в почти две тонны машина имела всего лишь 63-сильный мотор, что сказывалось на динамике. Автомобиль имел независимую подвеску всех четырех колес, которые, кстати, не имели дисков – они был монолитом связаны с тормозными барабанами.
За время разработки машину несколько раз серьезно перерабатывали как внутри, так и внешне. Тем не менее глава НАМИ лично запретил развивать проект, что привело к его закрытию.
Компания Porsche в 1970-е и 1980-е годы неоднократно сотрудничала с представителями советского автопрома – о роли немцев в разработке «ВАЗ-2108» в последние годы часто упоминают в СМИ.
Еще одной коллаборацией Porsche и «ВАЗа» стала заказанная советской стороной модернизация модели 2103. В тот момент компания имела собственный вариант обновленной модели, который получил индекс 2106 и стал еще известнее первоначальной модели, но решение в его пользу еще не было принято.
В 1976 году компания Porsche представила свое видение «ВАЗ-2103» — машина лишилась большей части хромированных деталей экстерьера и получила новое оформление передней части с пластиковой решеткой. Из этого же материала были сделаны бамперы машины, которые получили окраску в цвет кузова. Тем не менее на «ВАЗе» этот вариант не встретил одобрения, и ввиду дешевизны существующего проекта 2106 разработки немцев не пошли в серию.
Если бы история развивалась иначе, у советских граждан было бы свое купе класса GT – соответствующая разработка создавалась на базе «Москвича». Машина была создана под влиянием доступных европейских спортивных автомобилей 1960-х годов наподобие британских машин Triumph.
Купе-кабриолет «Москвич-408 Турист» было создано в 1964 году. Машина конструировалась на основе серийного 408-го, но имела двигатель, оснащенный экспериментальной системой впрыска топлива под электронным управлением. Машина по сути имела конструкцию «хардтоп» — жесткая съемная крыша, отсутствие центральных стоек. «Турист» оснащался дополнительной Х-образной поперечиной на днище, которая обеспечивала нужный уровень жесткости кузову без крыши.
Заводу не хватило ресурсов, которые по большей части уходили на выпуск обычного «Москвича-408», и проект был свернут.
Еще за несколько лет после запуска в производство «копейки» ВАЗ уже всерьез рассматривал возможность выпуска новаторского переднеприводного компакт-кара, но планам суждено было сбыться только десять лет спустя.
Проект ВАЗ-Э1101 представлял собой прототип малолитражного автомобиля с приводом на передние колеса, поперечным расположением двигателя и первой в Союзе подвеской типа «Макферсон». В ранних предпроектных версиях машина напоминала британский Mini Cooper. Сами сотрудники предприятия прозвали проект «Чебурашка».
Мотор машин был разработан советскими специалистами и имел объем 0,9 литра – отдача достигала 50 л. с. Для Э1101 также была создана новая четырехступенчатая коробка передач.
По мере развития проект неоднократно модифицировался и дорабатывался – третья версия Э1101 была направлена на украинский ЗАЗ и стала прообразом «Таврии», но в оригинальном исполнении машина до конвейера не добралась.