— Аркадий Евсеевич, давайте начнем с выставки, которая состоится уже меньше чем через месяц, — «Интеравто». Многие слышат об этом мероприятии, но зачастую просто не знают, что это такое. А это одно из крупнейших автомобильных событий в России. Расскажите, что собой представляет «Интеравто»?
— Выставка «Интеравто» была задумана нами в 2005 году, и ее развитие происходило параллельно с развитием МВЦ «Крокус Экспо», где на тот момент был только один павильон. Первоначально выставка позиционировалась как выставка автомобилей и автокомпонентов. Когда мы обсуждали возможность создания выставки «Интеравто» с российскими и зарубежными автопроизводителями, выяснилось, что практически все недовольны той выставкой, которая проводилась другими организаторами в «Экспоцентре» на Красной Пресне. И вот тогда мы решили, что нужно делать совершенно другую автомобильную выставку. Начиная с 2006 года в одном павильоне у нас проходил Московский автосалон, а в другом — «Интеравто».
Выставка «Интеравто» в первую очередь направлена на специалистов и экспертов автомобильного бизнеса. Но на сегодняшний день можно встретить не только специалистов, но и людей, интересующихся автомобилями. Это выставка всего, что наполняет автомобиль, включая его ремонтную базу, аксессуары и другие дополнительные опции. Выставка проходит ежегодно, и в дни проведения Московского автосалона (автосалон проводится по четным годам. — «Газета.Ru») таким мероприятиям становится тесно за счет значительного увеличения выставочных площадей. В этом году Московский автосалон не проводится, и «Интеравто» занимает свои позиции — кроме традиционного первого павильона еще и два зала второго павильона.
Перспективы этой выставки серьезные, потому как она действительно превратилась в крупнейшую компонентную выставку страны. В этом году кроме России участвуют еще 17 стран. Самое главное, что на эту выставку приходят реальные специалисты. Плюс — в том, что она проводится четыре дня (с 28 по 31 августа). Для производителей, выставляющих свою продукцию, не нужно 12 дней, как на Московском автосалоне. Четырех дней вполне достаточно, чтобы специалисты поработали, пообщались с коллегами и посмотрели новинки.
Что касается автомобильной составляющей этой выставки, нами не возбраняется, а только приветствуется участие автомобильных компаний. Также у нас есть планы в год, когда не проводится Московский автосалон, выставлять автомобили, произведенные на территории нашей страны под маркой «сделано в России».
— Расскажите про участников в этом году. Какие экспонаты они будут представлять на выставке?
— Для нас все участники важны. Их у нас более 700 — на 100 участников больше, чем в прошлом году. Если растет линейка производимого оборудования, услуг или работ, то это показывается здесь. Перечислять сотни тысяч экспонатов, наверное, не стоит. В целом ассортимент такой: электрика, масла, шины, аккумуляторы, автоаксессуары, гаражное и сервисное оборудование, компоненты, возможно, и сами автомобили.
— Какие компании принимают участие в этом году?
— Из крупнейших это Henkel Russia, ABRO, Bautler, Kraft, Equinet, Federal Tyres, Mannol, «Билайт» (ТД), ИНЖТЕХсервис, «Мотордеталь», «Пандора», «СИВИК», «Сити Ап», «Сорокин» Эй-Джи-Эй (AGA) и т. д. Это серьезные крупные компании, здесь география широкая — Китай, Германия, Италия, США, Турция и др.
— Как я понимаю, выставка позиционируется как «b2b», бизнес — бизнесу?
— Да, так и есть, мы позиционируем ее как «b2b», но мы также ждем на ней большое количество автолюбителей, которые традиционно интересуются новинками отрасли.
— А чем может быть интересна выставка рядовому автолюбителю?
— Увидеть все, что находится на стендах. Дело в том, что больше половины экспонатов появятся в сервисных центрах, магазинах, дилерских центрах только через два-три месяца, не раньше. Наша деловая программа выставки построена так, что она интересна не только специалистам, а также обычным автолюбителям. Можно послушать выступления представителей крупных производителей и автокомпаний, представителей государственных структур, которые могут рассказать о перспективах развития автомобильной отрасли в целом.
— Вход на выставку свободный?
— Вход платный, но это достаточно условно, потому как мы рассылаем колоссальное количество пригласительных билетов. Специалисты из России и зарубежья, все, кто смогут приехать, пройдут сюда бесплатно. А те, кто хочет просто погулять, посмотреть для себя что-то новое и интересное, заплатят незначительную сумму за вход.
— Вы уже упомянули, что выставка вытесняется по масштабу Московским автосалоном. Может, есть смысл их разделить?
— Двум крупным, постоянно развивающимся выставкам становится тесно. В перспективе (возможно, уже в 2016 году) мы будем проводить их отдельно друг от друга.
— Насколько я знаю, на «Интеравто» присутствуют многочисленные представители госструктур. Будут в рамках выставки подниматься масштабные политические вопросы? В частности, интересно в связи с обсуждениями в последнее время вопроса утилизационного сбора. Будут ли обсуждать его будущее в рамках выставки?
— Мы планируем в рамках нашей деловой программы обсудить подобную тематику — это интересно. Сейчас договариваемся с Минпромторгом о проведении встречи или круглого стола, посвященных именно вопросу утилизационного сбора. Целью является пригласить тех людей, которые непосредственно отвечают за подготовку и выполнение данных решений, которые встретятся с интересующейся аудиторией.
— Вопрос про электромобили. Новое для нашей страны явление, и оно очень активно пытается прийти к нам на рынок. Как будут представлены электромобили на выставке? Может, будут обсуждения льгот для электрических машин?
— Отдельно мы такой вопрос не ставим, но я не исключаю, что это будет обсуждаться на конференции. Пока в России достаточно слабо развивается рынок электромобилей, в том числе нет практически никакого сервиса для них. Гибриды как-то пошли, а вот электромобили еще не так. Я уже не говорю о том, что у нас нет собственного производства электромобилей. А что касается выставки, не уверен, что будет представлено что-либо из компонентной части электромобилей. Хотя не исключаю, что зарубежные компании что-нибудь покажут.
— Как за девять лет существования «Интеравто» изменился статус выставки, участники?
— На первом «Интеравто» в 2006 году было немногим менее 150 участников, которые разместились всего в двух залах. Сейчас мы занимаем весь первый павильон и половину второго — это около 45 тыс. квадратов выставочных площадей, что на 15 тысяч квадратов больше по сравнению с прошлым годом. Наблюдается рост количества участников, несмотря на то что существует конкурентная выставка. Однако все понимают, что для России нужна одна выставка подобного плана. То, что проходят две параллельные выставки, не очень хорошо как для участников, так и для посетителей. Мы уверены, что это будет «Интеравто».
— Мы касались с вами темы Московского автосалона (ММАС), расскажите, какими темпами идет подготовка, ведь остался год до старта?
— В этот раз мы как никогда заранее стали готовиться к автосалону — с декабря 2012 года. На данный момент мы знаем, что все без исключения известные бренды будут принимать участие в автосалоне. Было много слухов по поводу невозможности участия каких-либо автокомпаний — это неправда. Никаких скандальных ситуаций у нас не было, мы со всеми можем договориться. У нас подписан контракт с BMW, который займет отдельный зал размером 4 тыс. кв. м. Похожий по размеру зал будет занимать Mercedes-Benz — буквально сегодня нам подтвердили эту информацию.
Практически решен вопрос о том, что группа Volkswagen со всеми своими брендами, включая Audi, буду занимать отдельный зал. Интересно это тем, что никто не будет мешать друг другу показать себя в более широком смысле и во всей красе. На сегодняшний день нет ни одной компании-производителя, которая отказалась бы участвовать в автосалоне. Сейчас идут переговоры о расстановке на площадках, поскольку многие компании просят расширения. Здесь, конечно, не без проблем, потому как за время существования ММАС многие автокомпании привыкли к определенным размерам и местам, как в Женеве, Париже и на других автосалонах. Когда идет вопрос о расширении, нам необходимо думать, как лучше это сделать, чтобы удовлетворить потребности всех участников. Сейчас актуальным вопросом является то, как нам расставить автокомпании согласно их заявкам. Мы добавляем на ММАС зал № 12, но там всего лишь 12 тыс. кв. м, это не так много. Мы также принимаем заявки на уличную площадь под экспозицию, но не очень охотно, так как хотим оставить места для парковки посетителей выставки — парковка в 2014 году расширится на 10 тыс. машиномест. Программу уличных тест-драйвов тоже расширим. Сейчас также думаем, как это сделать, максимально сохранив места парковок. Уже за год до проведения Московского автосалона (ММАС) ясно, что это будет самое грандиозное событие мирового уровня.
— В прессе была информация о том, что некоторые источники в автокомпаниях жалуются на большие суммы за аренду площадей. Если сравнивать с другими международными автосалонами, действительно ли у нас стоимость аренды выше?
— У нас разумная ценовая политика, мы сравниваем цены с другими проводимыми автосалонами и стараемся не выходить за рамки. У нас цены ниже или максимально приближены к ценам любого ведущего автосалона мира уровня ММАС. Мы напоминаем нашим коллегам, что за шесть лет проведения автосалона это первое увеличение цены, и повышена она на 23%, а не на 70–80%, как болтали некоторые. Если бы мы этого не сделали, то работали бы себе в минус. Посчитайте уровень инфляции за эти годы.
— Давайте поговорим о кризисной ситуации на российском рынке — многие аналитики обсуждают падение продаж автомобилей после бурного роста. Вы заметили какие-нибудь негативные тенденции в связи с этим при подготовке к автосалону?
— Это естественные процессы, рынок не может постоянно расти. По моему личному опыту в этой отрасли рынок выровняется к концу года, просто не будет такого большого роста, как прежде. Надеемся, в улучшении ситуации на рынке свою лепту внесет и ММАС. Пока кризисных явлений при формировании автосалона мы никак не ощущаем.
— Как изменился интерес автокомпаний к ММАС по сравнению с прошлым годом? Вот вы говорили, что многие просят расширения предоставленных площадей, может, еще какие-либо тенденции?
— С каждым годом автокомпании хотят показать что-то новое. Мы, например, обсуждаем, как поддерживать интерес к автосалону на протяжении всего периода, потому как премьеры проходят в первые дни или даже пресс-дни. Мы хотим предложить делать премьеры на протяжении всего периода работы ММАС. График посещения автосалона выглядит так: в первые дни огромный ажиотаж, потом идет спад и к выходным — подъем. А при планомерных премьерах в течение всего периода ММАС можно будет избежать очередей, пробок и т. д.
— А какие новые автокомпании придут на ММАС 2014 года?
— Впервые на ММАС 2014 состоится премьера возрожденной японской модели Datsun, которая собирается в Тольятти. Также мы ведем сейчас переговоры с новой для России тайваньской компанией Luxgen — они будут участвовать, и, безусловно, мы найдем возможность разместить их.
— Вы упоминали, что грядущий автосалон будет грандиозен, что вы имеете в виду помимо увеличения масштабов ММАС?
— Компании с нами делятся своими планами по организации и говорят, что будут грандиозные уникальные шоу, большое количество премьер, которых до этого не было еще ни на одном мировом салоне.