Законопроект о реформе КоАП в области безопасности дорожного движения был принят Госдумой в трех чтениях и одобрен в Совете федерации. Осталось поставить подпись президенту Владимиру Путину, и все новеллы вступят в силу уже 1 сентября этого года.
Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией, ожидается, что глава государства подпишет документ уже на этой неделе.
Помимо существенного роста штрафов, о которых «Газета.Ru» подробно рассказывала ранее, радикальные нововведения грозят водителям, которых суд лишит права управления транспортным средством.
В частности, в России практически полностью будет упразднен институт временного водительского удостоверения, называемого автомобилистами и самими гаишниками «времянкой».
Сейчас этот документ инспекторы ГИБДД выдают автомобилистам взамен водительских прав за выезд на встречную полосу или езду в нетрезвом виде. «Времянка» представляет собой небольшую карточку, на которой указываются ФИО водителя, его стаж и открытые категории. Так как такой документ не имеет фото, водителю надо иметь при себе паспорт или военный билет, подтверждающие его личность. Срок действия «времянки» — два месяца, по ней можно ездить вплоть до решения суда. Если процесс затягивается, то водитель каждый раз должен обращаться в ГИБДД для продления временного разрешения на месяц. «Времянка» дает те же самые права, что и водительское удостоверение.
Как считают авторы нового закона, временное удостоверение полностью потеряло свою актуальность в связи с появлением у ГИБДД единой электронной базы данных, в которой содержится полная информация о каждом водителе. «Смысла в этом документе больше нет», — уточняют авторы инициативы.
С 1 сентября если водителя остановят за выезд на встречную полосу или езду в пьяном виде, что наказывается лишением прав, то пластиковое удостоверение у него останется на руках и он сможет ездить за рулем, пока не вступит в силу решение суда. Правда, в том случае, если водителя заподозрят в вождении в пьяном виде, инспекторы задержат его автомобиль.
Если суд в итоге примет решение о лишении водителя права управления, то сдать удостоверение он должен будет самостоятельно в ГИБДД в течение трех дней.
Срок лишения прав будет исчисляться начиная с того дня, когда водитель сдал удостоверение. Если водитель продолжит ездить с правами, то первый же инспектор, который «пробьет» водителя по базе, поймет, что перед ним «лишенец». У такого водителя инспектор уже сам заберет права, вдобавок наступит еще одна ответственность для нарушителя — за управление транспортным средством будучи лишенным водительских прав (административный арест). Поэтому смысла откладывать сдачу водительского удостоверения в случае лишения не будет.
Временные удостоверения водителям с 1 сентября будут выдавать только в случае утраты самих прав. Однако и этот пункт скоро будет упразднен отдельными поправками, а выдавать водителям новый документ взамен утраченного ГИБДД обещает в день обращения, а не в течение нескольких недель, как сейчас.
Такого документа, как временное водительское удостоверение, нет нигде в Европе, где действует Венская конвенция о дорожном движении, которую еще СССР ратифицировал в 1968 году. Поэтому отмену устаревшего документа поддержали и правозащитники.
Однако еще одна новелла, которая ожидает автомобилистов с 1 сентября, оказалась более спорной. Этой же законодательной инициативой вводится обязательная повторная сдача теоретического экзамена в ГИБДД для всех лишенных права управления водителей. Кроме того, для тех, кто ездил в пьяном виде, обязательно и повторное прохождение медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством.
Эксперты отмечают, что сдача экзаменов для лишенных водителей прав выглядит не как проверка знаний, а как излишнее наказание.
«С одной стороны, вектор направления правильный — многие получали права 20–30 лет назад, когда были другие правила и ответственность, — прокомментировал эту идею «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты прав автовладельцев Виктор Травин. — Многие водители не знают об изменениях, которые регулярно вступают в силу, — просто не читают газет или не пользуются Интернетом. А уровень знаний влияет на безопасность. Поэтому знания нужно освежать. Но парадокс в том, что эти новые знания будут проверять только у тех, кто был лишен прав. А может, этот водитель получил год назад и прекрасно все помнит. Но знать и соблюдать правила не одно и то же».
Напомним, с 1 сентября также серьезно ужесточается наказание для пьяных водителей. Для них впервые вводится не только лишение прав на срок от полутора до двух лет, но и штраф в размере 30 тыс. рублей. Для тех, кто уже был лишен прав или никогда их не имел, помимо аналогичного штрафа вводится административный арест на срок от 10 до 15 суток, а также исправительные работы. Если водитель попадется пьяным во второй раз уже после того, как ему вернули права, то штраф возрастет до 50 тыс. рублей, а прав его лишат на три года. Идентичные санкции будут грозить водителю за отказ от медицинского освидетельствования.
В то же время с 1 сентября водителей ждет и небольшое послабление — в КоАП появится норма в 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха, которая учтет погрешность алкотестеров, а также влияющих на измерение внешних факторов. Это примерно соответствует 0,3 промилле, норме, которая действовала в России с 2008 по 2010 год, но была отменена Дмитрием Медведевым.