Американских водителей поставили на госучет

Власти США могут следить за своими гражданами, сканируя номера их автомобилей

Сергей Гусаров
В США разгорается новый скандал со слежкой за простыми гражданами — правозащитная организация уличила полицию в злоупотреблении данными со сканеров номерных знаков автомобилей, предназначенных для проверки машин на угон. По данным организации, многие полицейские управления хранят полученные снимки уже в течение многих лет и таким образом имеют постоянную и полную картину всех повседневных передвижений американцев на авто.

Неправительственная некоммерческая организация «Американский союз защиты гражданских свобод» (ACLU) опубликовала результаты собственного расследования об использовании полицейскими управлениями в США данных, полученных со сканеров номерных знаков автомобилей. Изначально эта аппаратура была предназначена лишь для проверки автомобиля на угон или на возможную причастность к другим преступлениям.

Документ под названием «За вами следят» опубликован на этой неделе на сайте организации. Сам ACLU занимается в основном законодательными инициативами, образовательными программами, делая акцент на судебных процессах, где, по мнению организации, нарушаются права и свободы американских граждан.

В расследовании речь идет о сканерах, которые устанавливаются на патрульных автомобилях или стационарных объектах, например мостах, дорожных знаках или пунктах расчета на платных дорогах. Они фотографируют проезжающие мимо машины, их номерные знаки, а также фиксируют время и место их нахождения. По мере развития технологий все большее количество полицейских управлений в США могут себе позволить такое оборудование.

Организация, основанная еще в 1920 году и насчитывающая более 500 тысяч членов, приводит статистику, полученную у полицейских управлений из 38 штатов и столичного округа Колумбия. По этим данным, сканеры номерных знаков фиксируют вплоть до нескольких миллионов номеров за год работы, причем процент соответствия зафиксированных знаков разыскиваемым по криминальным базам данных колеблется между 0,01 и 0,8%, утверждают в ACLU.

Специалисты организации уверены, что с помощью этих систем власти США получили легальный способ следить за перемещением абсолютного большинства простых людей, которые никогда не имели отношения к противозаконной деятельности или угону автомобилей.

К примеру, в ACLU утверждают, что американские правительственные ведомства могут легко получить представление о религиозных или политических взглядах отдельных граждан, а также о круге их общения, просто просмотрев данные об их перемещениях на автомобиле в последнее время, — поездки в церковь, мечеть или посещение психоаналитика можно зафиксировать без организации наружного наблюдения.

В отчете подчеркивается, что для слежки за отдельными авто при помощи GPS-приемника полиции в США нужно постановление суда, но с распространением сканеров номерных знаков необходимость во вмешательстве суда отпадает.

По данным ACLU, единой политики относительно использования этой информации в стране нет, разные штаты поступают по своему усмотрению.

К примеру, дорожный патруль штата Миннесота хранит эти данные лишь в течение 48 часов, а в Нью-Джерси эту информацию не уничтожают в течение пяти лет. В отдельных местах, таких как город Йонкерс в штате Нью-Йорк, данные о зафиксированных номерах архивируются бессрочно.

Представители организации считают, что, если сканер используется лишь для определения соответствия номера неким «черным спискам» угнанных машин или преступников, нет необходимости хранить все полученные данные — после проверки на законопослушность сфотографированный номер можно удалить. Примерно таким образом поступает уже упомянутая дорожная полиция штата Миннесота.

Отчет ACLU появился через месяц после того, как бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден раскрыл секретные данные о масштабной системе слежки за звонками и почтой американцев, которая ведет работу с 2007 года. В ней участвуют некоторые крупные сервисы, такие как Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), YouTube, Skype, Google mail и другие.

Системы фото- и видеофиксации нарушений, которые определяют автомобили с помощью сканирования номерных знаков, получают все большее распространение и в России. Такие системы также указывают время и место нахождения отдельных транспортных средств. К примеру, в Москве с помощью комплексов фиксации выписываются уже около 95% всех дорожных штрафов. В настоящее время в столице действуют около 600 установок фото- и видеофиксации, а до конца года их количество будет увеличено до 800.