В рамках Международного экономического форума министр транспорта Максим Соколов и глава госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») Сергей Кельбах объявили об открытии тендера на строительство двух заключительных участков строящейся трассы М-11. На отрезке от 543-го км до 646-го км в Новгородской области будет четыре полосы движения с расширением до шести полос на отрезке 646–684 км, после которого трасса уже вольется в кольцевую автомагистраль Санкт-Петербурга.
На форуме Кельбах заявил, что полностью утверждена конкурсная документация, а победитель тендера станет известен через год – в июле 2014 года. 139-километровый участок планируется полностью построить за три года (с 2015 по 2017 год). Общая стоимость двух отрезков оценивается в 84,4 млрд рублей. При этом на 75% финансирование строительства будет производиться из дорожных фондов (наполняются за счет транспортного налога и акцизов на бензин). Остальные 25%, это 21,1 млрд рублей, оплатит концессионер (строитель объекта, отвечающий в том числе за его последующую эксплуатацию), с которым будет заключен контракт на 27 лет. После строительства концессионер будет ремонтировать трассу и собирать с водителей деньги за проезд. По предварительным прогнозам, стоимость проезда на этом отрезке (139 км) будет составлять от 1,75 до 2,60 рубля за километр – в каждом регионе будет свой тариф. Участки разных субъектов будут отделены друг от друга пунктами взимания платы – кабинками со шлагбаумами.
В аудиторской компании Ernst&Young обратили внимание на слишком высокие требования к участникам тендера.
У потенциального концессионера должно быть чистых активов на сумму не менее 5 млрд рублей, успешный опыт участия в государственно-частном партнерстве (в России еще ни разу не был реализован), а также опыт сбора платы за проезд (в России есть всего два таких участка).
В «Автодоре» признаются, что в России уже сформирован пул компаний, которые могут участвовать в государственно-частном партнерстве. Таких компаний всего пять-шесть, говорят в ведомстве.
Самыми крупными игроками на рынке выступают строительные компании из структур, подконтрольных Геннадию Тимченко и братьям Ротенбергам. Круг претендентов сужен вынужденно, так как слишком высоки ставки в реализации проекта – риск, что подрядчик провалит проект из-за нехватки средств или банкротства, необходимо исключить. «Это визитная карточка наших дорог», — подчеркивают в «Автодоре».
Примечательно, что впервые в российской практике на два завершающих участка трассы «Автодор» закладывает так называемые риски спроса на сумму более 144 млрд рублей.
Это подстраховка для концессионера на тот случай, если его отрезок трассы не будет достаточно загружен автомобилями, и, соответственно, он не сможет выполнять показатели по сбору платежей. «В Москве такого нет – ни у кого не возникает сомнений, что трасса будет востребована, — говорит зампред правления по инвестиционной политике и корпоративному развитию госкомпании «Автодор» Александр Носов. — По участкам в регионах с небольшой плотностью инвесторы не будут готовы брать на себя риск — от интенсивности будет зависеть их доход. И если интенсивность окажется недостаточной, то концессионер просто обанкротится».
Одновременно на всех участках, кроме питерского и подмосковного, концессионер будет перечислять все деньги, собранные с водителей за проезд, в пользу «Автодора». Госкомпания, в свою очередь, уже будет распределять средства между концессионерами. Кроме того, концессионер в случае превышения плановых показателей получит бонус. По идее, это должно мотивировать строителей увеличить объем платежей за счет повышения качества обслуживания дорог.
Вместе с тем, предусмотрена и система штрафов для концессионера. В частности, его могут наказать за плохое содержание дороги и нарушение требований при взимании платы с водителей.
От Химкинского леса к чемпионату мира
Общая протяженность трассы М-11 составит 684 километра. Магистраль протянется через Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург, соединив московскую и питерскую кольцевые МКАД и КАД. В столичном регионе магистраль будет иметь 10 полос, в других регионах их количество будет варьироваться от четырех до шести, а на подходе к Петербургу трасса расширится до восьми полос. Дорога на всем протяжении будет освещена, а потоки разделены металлическими отбойниками. Скорее всего, максимальная разрешенная скорость на ней составит 130 км/ч – это идею давно лоббируют в госкомпании, документ сейчас на согласовании в правительстве.
Строительство трассы М-11 началось 1 сентября 2011 года — с двухлетним опозданием от графика. Напомним, первый участок с 15-го по 58-й км проходит через Химкинский лес, и местные активисты не раз устраивали акции протеста против вырубки деревьев в нем. В итоге противостояние вылилось в открытые столкновения экологов и дорожников, а в нападении на правозащитников подозревали даже некоторые группировки футбольных фанатов, подконтрольные властям.
На тот момент президент Дмитрий Медведев приказал приостановить строительство трассы для проведения дополнительных экспертиз. Спустя несколько месяцев государственная комиссия признала, что первоначально выбранный маршрут оптимален. Потери природному комплексу предложили компенсировать высадкой деревьев – на каждое вырубленное по пять новых, на что из бюджета выделено более одного миллиарда рублей. Впрочем, столкновения все равно продолжились, хотя и с меньшей остротой.
На сегодняшний день полным ходом идет строительство первого участка через лес в обход Химок. Он откроется для общего пользования уже в следующем году. В 2015 году завершится строительство отрезка 76-километрового отрезка в обход Вышнего Волочка.
Остальные шесть участков дорожникам придется построить к 2018 году. Дело в том, что трасса М-11 — во многом репутационный проект, и правительство хочет резко ускорить темпы строительства, чтобы успеть к чемпионату мира по футболу (пройдет в России в 2018 году с 8 июня по 8 июля, несколько матчей состоятся в Москве и Питере). Это при том, что в самом начале сроком реализации проекта называли 2009–2019 годы.
На форуме глава «Автодора» Сергей Кельбах заверил, что уже накануне первенства всю трассу с перерывом на чашку кофе можно будет проехать за шесть часов.
«У госкомпании тут нет особого выбора, и если есть решение правительства, то должны успеть построить все в срок: поднатужатся и сделают, — сказал «Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов. – Я не думаю, что из-за форсирования темпов строительства будет какое-то удорожание стоимости этих магистралей, так как по ним есть твердый госконтракт, который не предусматривает изменения фиксированной цены».
По его мнению, подобная спешка в любом случае является негативным фактором для строителей и может сказаться на качестве дороги. «Земляное полотно должно выстаиваться, прежде чем на него будет уложен асфальт, — отметил эксперт. — Это примерно один год, а у нас обычно этого не делают. Но вообще строительство той же магистрали Москва--Санкт-Петербург уже сильно затянулось.
На сегодняшний день «Автодор» оценивает стоимость реализации всего проекта в 450 млрд рублей. Из них 30–35% планируется покрыть за счет частных инвестиций.
Кроме того, в следующем году будет объявлен большой тендер на развитие дорожного сервиса. Вдоль трассы планируется обустроить многофункциональные зоны с АЗС, стоянками, гостиницами и кафе.
Тарификация будет отличаться в зависимости от региона. Для Московского региона и Санкт-Петербурга стоимость проезда для легковых автомобилей составит 2–3 рубля за километр, а на остальных участках — 1,5–2 рубля. Таким образом, чтобы проехать всю трассу от начала до конца, водителю придется заплатить 1000–1100 рублей.
М-10 стоять до футбола
Платная М-11 будет идти параллельно и пересекаться в пяти местах с уже существующей трассой, соединяющей Москву и Петербург, – М-10 «Россия». Эта дорога уже давно исчерпала пропускную способность, проходит через множество населенных пунктов, а на отдельных участках имеет всего две полосы движения. На дороге ежегодно образуются многокилометровые заторы. Например, зимой этого года образовалась пробка длиной более 120 километров, а затор удалось устранить только через 25 часов. При этом многие автомобилисты преодолевали 664-километровую трассу четыре дня.
По словам источника «Газеты.Ru», знакомого с ситуацией, проблема на М-10 не будет решена на протяжении еще нескольких лет, пока новая магистраль М-11 не будет сдана в эксплуатацию, перетянув на себя часть трафика. «М-10 построена еще во времена СССР, и ее расчетная загрузка — 3 тысячи автомобилей в сутки, — сказал собеседник. — Сейчас по ней идет до 70 тысяч автомобилей в сутки».
Выхода из ситуации нет, настаивает источник и напоминает, что на М-10 образуются пробки в любое время года. При этом, по его словам, дорогу не будут реконструировать именно из-за проекта трассы М-11. «Никто ни копейки не вложит в расширение и реконструкцию трассы М-10, потому что, если сейчас ее реконструировать и одновременно построить новую трассу Москва—Санкт-Петербург, то по платной никто не поедет, потому что старая хорошая, и концессионер свой бизнес-план не выполнит. Так что извините, но потерпеть придется», — заключил источник.