Платная парковка берет водителей в кольцо

С 1 июня парковка внутри всего Бульварного кольца станет платной: что ждет автомобилистов?

Анатолий Караваев
С 1 июня парковка в Москве станет платной в пределах всего Бульварного кольца. Всего будет 8000 машиномест, одновременно в будние дни в центр утром въезжает 250 тыс. автомобилей. Сейчас в сутки загруженность одного машиноместа составляет не более 3,5 часов, чиновники грозят штрафами. Первоначальные планы мэрии по расширению зоны платной парковки до границ Садового кольца откладываются на неопределенный срок.

Платная парковка внутри Бульварного кольца, включая восемь парковочных зон на его внешней стороне, вводится с 1 июня 2013 года. Первоначально чиновники хотели открыть зону 15 мая, но из-за задержки по линии столичных коммунальных служб сроки были перенесены. Как рассказал в среду заммэра Москвы, начальник департамента транспорта столицы Максим Ликсутов, для обеспечения работы стоянок в общей сложности в столице будет дополнительно установлено 134 паркомата, 45 информационных табло и около 1900 щитов с информацией об оплате парковки.

Почти всё оборудование уже смонтировано, власти пообещали закончить установку инфраструктуры к началу лета. Кроме того, помогать водителям разбираться с оплатой будут специальные люди – промоутеры, которые будут дежурить в зоне стоянки и консультировать все желающих. Узнать о загруженности той или иной стоянки можно будет с помощью мобильного приложения. К слову, пока проблем со свободными местами на платной парковке не было: там регулярно есть свободные места, зато машинами забиты все прилегающие дворы и тротуары.

Помимо оплаты по банковской карте через паркомат, парковку можно будет оплатить с помощью sms и скретч-карт (пластиковых карт, где секретный код открывается соскабливанием защитного покрытия) номиналом в 300, 500, 1000, 5000 рублей.

Час парковки обойдется в 50 рублей.

Пользователь сможет привязать карту к своему телефонному номеру и платить за парковку через телефон, причем такая услуга будет доступна как для обладателей личных номеров мобильных, так и корпоративных. Скретч-карты будут продаваться в торговых сетях и на автозаправочных станциях. Кроме того, оплату можно будет произвести через платежные терминалы «Киви» и «Элекснет».

Жители близлежащих домов смогут парковаться на улицах бесплатно с 20.00 до 8.00. Круглосуточный абонемент обойдется для них в 3000 рублей в год.

Всего на территории Бульварного кольца чиновники организуют более 8000 машиномест, из них 4368 машиномест на улично-дорожной сети и 3,69 тыс. машиномест в офисных зданиях. В среду Ликсутов заявил, что в среднем в центр столицы ежедневно въезжает около 250 тыс. автомобилей (по другим данным, до 400 тыс. авто). Где они будут все парковаться, не нарушая правил, неясно.

Напомним, что первые платные парковки в Москве при Собянине появились в ноябре 2012 года на 21 улице в центре города — на 550 машиномест. По мнению властей, эксперимент себя оправдал. «С ноября 2012 года скорость транспорта на улицах Петровка и Каретный Ряд выросла примерно на 6—8%, — заявляли в феврале в департаменте транспорта. — Это вызвано тем, что та часть улично-дорожной сети, которая раньше была занята стихийно припаркованными автомобилями, освободилась для движущегося транспорта. Таким образом, количество фиксируемых нарушений сократилось на 64%». Независимые эксперты оценивали эффект от введения платной парковки более сдержанно и заявляли об ухудшении ситуации. Дело в том, что, по подсчетам «Газеты.Ru», со всех платных парковок власти собирают в среднем около 95 тыс. рублей. То есть одно машиноместо «зарабатывает» примерно 170 рублей.

Таким образом, загруженность одного места составляет всего 3,5 часа в сутки. При этом подавляющее большинство автомобилистов продолжают парковаться с нарушениями: на зебре, под запрещающими остановку и стоянку знаками, вторым-третьим рядом и на тротуаре.

Одновременно всё это породило в Москве новую тенденцию: водители завешивают номера или долгое время ездят на транзитах, чтобы их не могли оштрафовать парконы.

Впрочем, если в прошлом году власти рассчитывали постепенно сделать платной парковку в пределах Садового кольца, то сейчас, несмотря на декларируемый успех проекта, чиновники готовы ограничиться Бульварным кольцом.

«Мы не планируем в настоящее время расширения зоны платной парковки», — заявил в среду Ликсутов.

Подводя итоги работы уже действующей зоны платной парковки, он рассказал, что с ноября власти города выручили от стоянок 20 млн рублей. Эти деньги были направлены в районные управы. Еще 14 млн рублей власти получили за счет штрафов, полученных за неоплаченную стоянку в платной зоне. «Всего было выписано 5612 штрафов», — отметил Ликсутов.

Чиновники уверены, что распространение зоны платной парковки на все Бульварное кольцо позволит создать новые маршруты общественного транспорта. «Освобождение территории Бульварного кольца позволит ввести новые дополнительные маршруты общественного транспорта и сделать перемещение по Москве более комфортным», — заявил заммэра. Он считает, что этот шаг станет стимулом для развития таксомоторных перевозок, развития трамвайной системы и приобретения современных комфортабельных автобусов, которые позволят создать альтернативу личному автомобильному транспорту.

Ликсутов также отметил, что расширение зоны сделает центр города удобнее и для пешеходов. «На Тверской улице было 55 — 60 машиномест, которые были размечены на тротуаре. Когда мы убрали эти места, количество пешеходов увеличилось на 40–50%. Они почувствовали, что у них есть свое пространство, и воспользовались такой возможностью», — добавил он.

Платная парковка внутри Бульварного кольца будет действовать и в выходные дни, но в особые праздничные дни она вновь может стать бесплатной.

«По субботам и воскресеньям таких дополнительных льготных периодов не планируется. В сегодняшнем постановлении правительства это не предусматривается», — сказал Ликсутов. Он добавил, что бесплатный режим парковки может быть введен в случае каких-либо массовых культурных мероприятий.

«Такое возможно, наша законодательная база предполагает возможность это делать, но это требует отдельных мероприятий, связанных с праздником, например 9 мая, то есть когда город будет готовить дополнительные места, связанные с перекрытием части улиц. И на этих улицах мы сможем организовать парковку, и на этих парковках может быть особый режим паркования, в том числе и бесплатный, — пояснил Ликсутов. — Такая возможность гипотетически существует, поэтому мы можем рассмотреть такие дополнительные процедуры».

Кроме того, городские власти готовы пойти и на изменение ГОСТа на разметку для парковочных мест, сделав их более просторными.

Ликсутов пояснил, что в городе есть машины как большие, так и маленькие, поэтому размер машиноместа должен быть скорректирован с учетом размера самого автомобиля. «Сейчас с ГИБДД прорабатываем вопрос о внесении изменений в ГОСТы, связанные с разметкой именно внутри зоны, разрешенной для остановки машин. Соответственно, количество мест может варьироваться», — сказал заммэра, добавив, что вопрос корректировки ГОСТа может быть решен с МВД уже в этом году.

Ликсутов заверил, что в новой зоне парковки не будет никаких привилегий, в том числе и для столичных чиновников. «Я, так же как и все, буду оплачивать время парковки своей служебной машины на улично-дорожной сети. Никаких исключений ни для кого не будет», — заверил Ликсутов.

Координатор движения «синие ведерки» Петр Шкуматов соглашается, что введение новой зоны платной парковки не решит главную проблему – несоответствие количества парковочных мест количеству автомобилей, приезжающих в центр города. «Проблема никуда не денется, — заявил он «Газете.Ru». — Опыт первой пилотной зоны показал, что на Петровке — там, где есть крупные магазины, офисы, — люди все равно ставят машины во второй-третий ряд. Ввод платы за стоянку — это не решение проблемы, а способ заработать на ней».

По мнению эксперта, часть автомобилистов будут платить за стоянку, а многие все равно к этому не готовы и будут искать способ припарковаться бесплатно.

Он также отметил, что промежуточные итоги уже действующей зоны платной парковки выглядят неоднозначно. «Если говорить о действующей пилотной зоне, то там визуально машин действительно стало меньше, но за зоной парковки припаркованных машин стало в два раза больше, — уверен он. – То есть властям удалось чуть-чуть выдавить автомобилистов из маленькой зоны, а там, где пока еще бесплатно, народ жмется, как может. Я сам видел, что в окрестностях этой зоны кто-то закрыл въезд во двор, кто-то ругается друг с другом».