Платная парковка внутри Бульварного кольца, включая восемь парковочных зон на его внешней стороне, вводится с 1 июня 2013 года. Первоначально чиновники хотели открыть зону 15 мая, но из-за задержки по линии столичных коммунальных служб сроки были перенесены. Как рассказал в среду заммэра Москвы, начальник департамента транспорта столицы Максим Ликсутов, для обеспечения работы стоянок в общей сложности в столице будет дополнительно установлено 134 паркомата, 45 информационных табло и около 1900 щитов с информацией об оплате парковки.
Почти всё оборудование уже смонтировано, власти пообещали закончить установку инфраструктуры к началу лета. Кроме того, помогать водителям разбираться с оплатой будут специальные люди – промоутеры, которые будут дежурить в зоне стоянки и консультировать все желающих. Узнать о загруженности той или иной стоянки можно будет с помощью мобильного приложения. К слову, пока проблем со свободными местами на платной парковке не было: там регулярно есть свободные места, зато машинами забиты все прилегающие дворы и тротуары.
Помимо оплаты по банковской карте через паркомат, парковку можно будет оплатить с помощью sms и скретч-карт (пластиковых карт, где секретный код открывается соскабливанием защитного покрытия) номиналом в 300, 500, 1000, 5000 рублей.
Час парковки обойдется в 50 рублей.
Пользователь сможет привязать карту к своему телефонному номеру и платить за парковку через телефон, причем такая услуга будет доступна как для обладателей личных номеров мобильных, так и корпоративных. Скретч-карты будут продаваться в торговых сетях и на автозаправочных станциях. Кроме того, оплату можно будет произвести через платежные терминалы «Киви» и «Элекснет».
Жители близлежащих домов смогут парковаться на улицах бесплатно с 20.00 до 8.00. Круглосуточный абонемент обойдется для них в 3000 рублей в год.
Всего на территории Бульварного кольца чиновники организуют более 8000 машиномест, из них 4368 машиномест на улично-дорожной сети и 3,69 тыс. машиномест в офисных зданиях. В среду Ликсутов заявил, что в среднем в центр столицы ежедневно въезжает около 250 тыс. автомобилей (по другим данным, до 400 тыс. авто). Где они будут все парковаться, не нарушая правил, неясно.
Напомним, что первые платные парковки в Москве при Собянине появились в ноябре 2012 года на 21 улице в центре города — на 550 машиномест. По мнению властей, эксперимент себя оправдал. «С ноября 2012 года скорость транспорта на улицах Петровка и Каретный Ряд выросла примерно на 6—8%, — заявляли в феврале в департаменте транспорта. — Это вызвано тем, что та часть улично-дорожной сети, которая раньше была занята стихийно припаркованными автомобилями, освободилась для движущегося транспорта. Таким образом, количество фиксируемых нарушений сократилось на 64%». Независимые эксперты оценивали эффект от введения платной парковки более сдержанно и заявляли об ухудшении ситуации. Дело в том, что, по подсчетам «Газеты.Ru», со всех платных парковок власти собирают в среднем около 95 тыс. рублей. То есть одно машиноместо «зарабатывает» примерно 170 рублей.
Таким образом, загруженность одного места составляет всего 3,5 часа в сутки. При этом подавляющее большинство автомобилистов продолжают парковаться с нарушениями: на зебре, под запрещающими остановку и стоянку знаками, вторым-третьим рядом и на тротуаре.
Одновременно всё это породило в Москве новую тенденцию: водители завешивают номера или долгое время ездят на транзитах, чтобы их не могли оштрафовать парконы.
Впрочем, если в прошлом году власти рассчитывали постепенно сделать платной парковку в пределах Садового кольца, то сейчас, несмотря на декларируемый успех проекта, чиновники готовы ограничиться Бульварным кольцом.
«Мы не планируем в настоящее время расширения зоны платной парковки», — заявил в среду Ликсутов.
Подводя итоги работы уже действующей зоны платной парковки, он рассказал, что с ноября власти города выручили от стоянок 20 млн рублей. Эти деньги были направлены в районные управы. Еще 14 млн рублей власти получили за счет штрафов, полученных за неоплаченную стоянку в платной зоне. «Всего было выписано 5612 штрафов», — отметил Ликсутов.
Чиновники уверены, что распространение зоны платной парковки на все Бульварное кольцо позволит создать новые маршруты общественного транспорта. «Освобождение территории Бульварного кольца позволит ввести новые дополнительные маршруты общественного транспорта и сделать перемещение по Москве более комфортным», — заявил заммэра. Он считает, что этот шаг станет стимулом для развития таксомоторных перевозок, развития трамвайной системы и приобретения современных комфортабельных автобусов, которые позволят создать альтернативу личному автомобильному транспорту.
Ликсутов также отметил, что расширение зоны сделает центр города удобнее и для пешеходов. «На Тверской улице было 55 — 60 машиномест, которые были размечены на тротуаре. Когда мы убрали эти места, количество пешеходов увеличилось на 40–50%. Они почувствовали, что у них есть свое пространство, и воспользовались такой возможностью», — добавил он.
Платная парковка внутри Бульварного кольца будет действовать и в выходные дни, но в особые праздничные дни она вновь может стать бесплатной.
«По субботам и воскресеньям таких дополнительных льготных периодов не планируется. В сегодняшнем постановлении правительства это не предусматривается», — сказал Ликсутов. Он добавил, что бесплатный режим парковки может быть введен в случае каких-либо массовых культурных мероприятий.
«Такое возможно, наша законодательная база предполагает возможность это делать, но это требует отдельных мероприятий, связанных с праздником, например 9 мая, то есть когда город будет готовить дополнительные места, связанные с перекрытием части улиц. И на этих улицах мы сможем организовать парковку, и на этих парковках может быть особый режим паркования, в том числе и бесплатный, — пояснил Ликсутов. — Такая возможность гипотетически существует, поэтому мы можем рассмотреть такие дополнительные процедуры».
Кроме того, городские власти готовы пойти и на изменение ГОСТа на разметку для парковочных мест, сделав их более просторными.
Ликсутов пояснил, что в городе есть машины как большие, так и маленькие, поэтому размер машиноместа должен быть скорректирован с учетом размера самого автомобиля. «Сейчас с ГИБДД прорабатываем вопрос о внесении изменений в ГОСТы, связанные с разметкой именно внутри зоны, разрешенной для остановки машин. Соответственно, количество мест может варьироваться», — сказал заммэра, добавив, что вопрос корректировки ГОСТа может быть решен с МВД уже в этом году.
Ликсутов заверил, что в новой зоне парковки не будет никаких привилегий, в том числе и для столичных чиновников. «Я, так же как и все, буду оплачивать время парковки своей служебной машины на улично-дорожной сети. Никаких исключений ни для кого не будет», — заверил Ликсутов.
Координатор движения «синие ведерки» Петр Шкуматов соглашается, что введение новой зоны платной парковки не решит главную проблему – несоответствие количества парковочных мест количеству автомобилей, приезжающих в центр города. «Проблема никуда не денется, — заявил он «Газете.Ru». — Опыт первой пилотной зоны показал, что на Петровке — там, где есть крупные магазины, офисы, — люди все равно ставят машины во второй-третий ряд. Ввод платы за стоянку — это не решение проблемы, а способ заработать на ней».
По мнению эксперта, часть автомобилистов будут платить за стоянку, а многие все равно к этому не готовы и будут искать способ припарковаться бесплатно.
Он также отметил, что промежуточные итоги уже действующей зоны платной парковки выглядят неоднозначно. «Если говорить о действующей пилотной зоне, то там визуально машин действительно стало меньше, но за зоной парковки припаркованных машин стало в два раза больше, — уверен он. – То есть властям удалось чуть-чуть выдавить автомобилистов из маленькой зоны, а там, где пока еще бесплатно, народ жмется, как может. Я сам видел, что в окрестностях этой зоны кто-то закрыл въезд во двор, кто-то ругается друг с другом».