Распоряжение об ускорении сроков строительства двух магистралей содержится в правительственном постановлении, обнародованном в среду утром. Оно вносит изменения в принятую 31 декабря 2009 года программу деятельности ГК «Автодор» на долгосрочный период (2010—2020 годы).
В частности, правительство хочет увеличить темпы строительства новой скоростной автодороги М11 Москва – Санкт-Петербург и реконструкции трассы М1 «Беларусь». Форсирование строек вызвано желанием властей ввести их в эксплуатацию до начала финального турнира чемпионата мира по футболу 2018 года. Мероприятие пройдет в десяти российских городах с 8 июня по 8 июля 2018 года.
О необходимости закончить работу по двум магистралям до начала турнира в конце апреля, когда и было подписано правительственное распоряжение, публично высказался и глава Минтранса Максим Соколов.
Помимо двух федеральных трасс ГК «Автодор» должен будет до начала ЧМ-2018 успеть сдать и первый участок скоростной Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), который строится для разгрузки двух уже существующих кольцевых трасс в Подмосковье (А107 и А108).
Предполагается, что разрешенная скорость на ЦКАД будет составлять от 80 до 140 км/ч.
В общей сложности планируется построить пять так называемых пусковых комплексов, из которых и будет состоять новая магистраль. Первый из них, промежуток между трассами М4 «Дон» до М1 «Беларусь» длиной 113,75 км, вместо 2021 года построят на три года раньше. Строительство остальных фрагментов магистрали завершится уже после 2020 года.
«Реализация распоряжения будет способствовать развитию сети скоростных автомобильных магистралей в РФ», — подытоживается в документе. Однако ускорение работ на одних магистралях повлечет за собой замедление строительства других.
Согласно обновленному плану строительства, реконструкция и обустройство трассы М4 «Дон» вместо 2013–2015 годов пройдет уже 2017–2019 годах. При этом затраты на эти работы после корректировки программы будут снижены примерно на 30 млрд рублей.
«У госкомпании тут нет особого выбора, и если есть решение правительства, то должны успеть построить все в срок – поднатужатся и сделают,
— считает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. – Я не думаю, что из-за форсирования темпов строительства будет какое-то удорожание стоимости этих магистралей, так как по ним есть твердый госконтракт, который не предусматривает изменение фиксированной цены».
По его мнению, подобное «ускорение» в любом случае является негативным фактором для строителей и может сказаться на качестве дороги. «Земляное полотно должно выстаиваться прежде, чем на него будет уложен асфальт, — отметил эксперт. — Это примерно один год, а у нас обычного этого не делают. Но вообще строительство той же магистрали Москва--Санкт-Петербург уже сильно затянулось.
Связано это с пробелами в законодательстве, в частности в Градостроительном кодексе. «Вся проблема в землеотводе — я об этом еще много говорил в ранге замминистра транспорта, — отметил Скворцов. —
Нынешний Градостроительный кодекс предусмотрел такую стадийность подготовки документации, где нет стадии, на которой бы производился отвод земель. Это начинают делать параллельно с началом стройки, что, конечно, ужасно.
Эта работа очень трудоемкая, она требует проработки массы важных деталей. Сейчас о необходимости вносить изменения в этот кодекс в своей докладной президенту Владимиру Путину написал нынешний глава Минтранса Максим Соколов».
В пресс-службе ГК «Автодор» запрос «Газеты.Ru» оставили без комментария.