Правительство оставило мигалки в покое

Правительство отказалось приравнять незаконные мигалки к состоянию опьянения

Анатолий Караваев
Российское правительство отказалось вводить дополнительное наказание для водителей, незаконно установивших на свои машины спецсигналы. Депутаты-единороссы предлагают внести поправки в Уголовный кодекс, чтобы считать наличие такой мигалки отягчающим обстоятельством при серьезном ДТП. Эксперты признают необходимость борьбы с подобным явлением, но отмечают: в масштабах страны оно сейчас не слишком актуально.

В среду на сайте российского правительства появился официальный отзыв на законопроект, который вносит поправки в УК РФ, ужесточая ответственность для автомобилистов с незаконным спецсигналом, ставших виновниками серьезных аварий.

В настоящее время для обладателей незаконных мигалок предусматривается штраф в 2500 рублей с изъятием мигалки (п. 2 ст. 12.4 КоАП РФ). При этом должностные лица за подобное правонарушение наказываются штрафом в 20 тысяч, а юридические — в 500 тысяч рублей с конфискацией устройства.

Текста законопроекта, авторами которого выступили депутаты-единороссы Павел Крашенинников и Виктор Пинский, на сайте Госдумы пока нет. Поэтому судить о том, что именно предлагают народные избранники, можно только из официального отзыва за подписью зампреда правительства и главы аппарата ведомства Владислава Суркова.

«Законопроектом предлагается дополнить части вторую, четвёртую и шестую статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации новым квалифицирующим признаком — управление транспортным средством с включёнными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, установленными незаконно», — говорится в отзыве.

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения эксплуатации транспортных средств, которые повлекли тяжкие последствия. Перечисленные в отзыве пункты подразумевают ответственность виновника ДТП, находящегося в трезвом состоянии, за причинения тяжелых травм, гибель одного человека, а также двух и более.

Авторы документа предлагают считать наличие незаконной мигалки таким же квалифицирующим признаком, как и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.

«При этом дифференцированной ответственности не предусматривается, то есть законопроектом не учитывается, что вышеуказанные квалифицирующие признаки обладают различной степенью общественной опасности, — говорится в отзыве правительства. — При этом очевидно, что незаконная установка и использование на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов не оказывает влияния на способность лица управлять транспортным средством».

Далее Сурков отмечает, что ответственность за незаконное использование спецсигналов уже предусмотрена КоАП, а представленный законопроект не вносит туда никаких изменений, которые бы исключали «возможную конкуренцию норм уголовного и административного законодательства за данное нарушение».

Не привели авторы законопроекта и статистику аварийности машин со спецсигналами, по которым бы возбуждались уголовные дела по ст. 264 УК РФ. Стоит отметить, что подобная статистика никогда ГИБДД не публиковалась и, судя по всему, вряд ли вообще существует.

«По мнению правительства Российской Федерации, изложенные в законопроекте инициативы требуют дополнительного обоснования», — говорится в отзыве.

Между тем эксперты, в целом одобрив желание депутатов бороться с незаконными мигалками, также обратили внимание на недостатки их законопроекта.

«Вообще сама инициатива депутатов правильная, — заявил «Газете.Ru» координатор движения «синие ведерки» Петр Шкуматов. — Водитель с мигалкой, если он кого-то убьет и окажется не прав, должен нести повышенную ответственность.

В данном случае как опьянение дает некую эйфорию, чувство безнаказанности, так и мигалка дарит ее обладателю похожие ощущения.

То есть когда ты едешь со спецсигналом, то и твое поведение уже отличается от обычных автомобилистов, потому что ты можешь себе позволить на дороге то, чего не могут другие. Поэтому я считаю, что если и принимать такие законы, то нужно уравнивать абсолютно всех обладателей мигалок, не учитывая, законно она установлена или нет».

Активист подчеркнул, что такие меры нужно применять в том числе и к водителям машин экстренных служб. «Очень много ситуаций, когда «скорая помощь» просто тупо прет на красный, когда вокруг вообще нет других машин, — заявил Шкуматов. — Я сам ежедневно наблюдаю подобную картину недалеко от своего дома. Пока еще пешеходы на этом перекрестке как-то отпрыгивают, а водитель «скорой» их кое-как объезжает, но я боюсь, что рано или поздно там произойдет трагедия».

Эксперт отмечает, что пик количества мигалок на дорогах, особенно незаконно установленных, остался позади и сейчас их стало намного меньше. «Когда мы только начинали свою деятельность, в 2010 году, то насчитали порядка пяти тысяч мигалок, а официально в тот момент было разрешено использовать около тысячи — остальные вызывали серьезные сомнения в их правомочности и легальности. И это только те, что попали в поле нашего зрения», — добавил Шкуматов.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков предлагает бороться с незаконными мигалками иначе.

«Нужно прекращать свободную продажу подобных мигалок и вводить на них лицензию, как на оружие, потому что сейчас ее может купить и установить любой придурок,

— заявил он «Газете.Ru». — В КоАП уже есть наказание за их незаконное использование, и криминализировать это деяние, вводя ответственность по УК, я считаю излишним».

По мнению Лысакова, само присутствие таких «самозванцев» на дорогах наносит имиджевый ущерб власти. «Люди то не знают, какие номера за кем закреплены, и думают, что это чиновники, — отметил он. — Их в Москве могут быть тысячи, так как «гаишники» их зачастую просто боятся останавливать и делают это, только когда четко видят номер или во время специальных рейдов. Если верить Шкуматову, который говорит, что их число уменьшилось, то тогда законопроект Крашенинникова и Пинского вообще не очень актуален. Я очень много езжу по регионам, и у меня ни один избиратель ни разу не спросил про мигалки. Это вообще чисто московская проблема, потому что в регионе, где их число ограничивается единицами, это все не очень актуально».