В среду, 17 апреля, премьер-министр Дмитрий Медведев выступил перед Госдумой. Один из участников встречи — лидер фракции «Единая Россия» в парламенте Владимир Васильев поднял резонансную тему «сухого закона» для водителей, инициатором введения которого в 2010 году стал сам Медведев, бескомпромиссно отстаивая свою точку зрения до сегодняшнего дня. Васильев обратил внимание, что законодательством не предусмотрен важный вопрос по учету погрешности в ходе «продувки» водителей.
Премьер настоял на том, что его позиция по отношению к алкоголю за рулем не изменилась. «Пить нельзя — это вредно и опасно», — заявил Медведев.
Тем не менее Медведев впервые признал существование проблемы погрешности при определении содержания алкоголя в крови.
«Но если все-таки тема, связанная с погрешностями приборов — раньше этого не было, но действительно, может, наши приборы такими стали или другие проблемы возникли, может быть, точность их изменилась, — у меня нет возражений зафиксировать возможность учета погрешности прибора при возникновении казуса», — сказал премьер.
В своем выступлении Васильев заявил, что уже подготовлены поправки в КоАП, которыми предлагается законодательно прописать погрешность приборов. Основной автор изменений — известный депутат и глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, который рассказал «Газете.Ru» о своей инициативе в деталях.
«Учитывая, что за езду в нетрезвом виде уже скоро будет предусмотрена уголовная ответственность, еще острее встает вопрос о том, как мы определяем пьяных: что такое пьяные, а что такое признаки опьянения — это разные вещи. Президент предложил обсудить это еще раз с привлечением экспертного сообщества в Госдуме, — рассказал депутат. — Мы пришли к консенсусу о том, что нам надо уйти от понятия «промилле», потому что это ненаучный термин».
Как рассказал «Газете.Ru» Лысаков, в законе поправкой будет формализован «сухой закон».
Поправка будет касаться примечания к статье 12.8 КоАП, где говорится о запрете употребления алкогольных, наркотических и психотропных веществ за рулем. Депутат подчеркнул, что до этого момента «сухой закон» за рулем не был формализован законодательно.
Новым документом предлагается, чтобы административная ответственность, предусмотренная КоАП за езду в нетрезвом виде, наступала только в том случае, если был установлен факт употребления вызывающих опьянение веществ, которое определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерения. Она определена в размере 0,16 и более миллиграммов на литр выдыхаемого воздуха или 0,35 и более грамма на один литр крови — это примерно тот же уровень, который действовал в России с 2008-го по 2010 год. Пороговое значение для наркотических и психотропных веществ должно будет разработать правительство, поскольку по каждому веществу должна быть установлена своя цифра, говорит Лысаков.
«Мы отдаем это в компетенцию правительства и Минздрава, а у себя прописываем запрет на алкоголь, исходя из критериев, которые позволяют достоверно подтвердить факт употребления», — говорит депутат.
Лысаков подчеркнул, что речь идет не о погрешности самого прибора, а о возможной суммарной погрешности. «Есть теория измерений. Как нам сказали ученые, в том числе метрологи, в теории измерения есть принцип трехкратной погрешности для исключения влияния неопределенностей, присущих любым измерениям, — объяснил депутат. — Но прибор калибруется в идеальных условиях, и любое отклонение в полевых условиях, например влажность, температура, газовый состав воздуха и индивидуальные особенности организма, — все это в совокупности может дать цифру, превышающую паспортную погрешность». Чтобы все это не пересчитывать, вводится эта погрешность, рассказал депутат.
Лысаков подчеркивает, что сам факт употребления будет наказуем. «Если мы начнем определять состояние опьянения, то мы уйдем в дебри. Для кого-то 0,5 промилле — уже под столом лежит, а для кого-то 1 промилле, два стакана водки, а он ни в одном глазу, и реакции у него все те же. Это тупиковый путь. Пить нельзя вообще, если установим, что человек пил, то он будет наказан», — считает депутат.
Кроме того, Лысаков считает, что новая поправка сможет минимизировать коррупционную составляющую текущего законодательства. «Сейчас даже сотые и тысячные доли на алкотестере — причина для вымогательства. Есть случаи, когда людей лишали прав за цифру меньше паспортной погрешности прибора, — рассказал депутат. — Судья видит, что был не ноль, и ему этого достаточно, он не вникает».
Депутат планирует внести свою поправку в законопроект сразу после рассмотрения его предыдущего крупного пакета других поправок в первом чтении. Лысаков также планирует отозвать поправку к законопроекту о пьянстве за рулем авторства своей коллеги по фракции Ирины Яровой и привлечь подписавшихся под данной поправкой к поддержке своей новой инициативы. Таким образом депутат рассчитывает значительно сократить время рассмотрения своего предложения. По словам Лысакова, его новую инициативу уже поддержал «Общероссийский народный фронт», объединения перевозчиков и профсоюзов.
В ГИБДД России удивились инициативе премьера и депутатов, так как все приборы, которыми сейчас пользуются инспекторы на дороге, уже по документации имеют погрешность.
«Если погрешность в приборе записана, то только сверх нее считается человек находящимся в состоянии опьянения, — пояснил «Газете.Ru» замглавы ГИБДД России Владимир Кузин. — Все приборы сейчас предусматривают свою индивидуальную погрешность. По сути, она уже на сегодняшний день учитывается: для чего еще ее нужно прописывать — сложно сказать».
Однако Кузин добавил, что вопрос, нужно ли вводить погрешность в КоАП, логично адресовать специалистам в этом вопросе — метрологам, которые и определяют технические характеристики приборов.
За комментарием «Газета.Ru» обратилась к одному из ведущих метрологов — кандидату технических наук Александру Сидорову. Согласно исследованиям ученого, все измерительные приборы имеют погрешность, которую, как правило, действительно учитывают при проверке водителей. Однако при «продувке» инспекторы никогда не берут в расчет дополнительные факторы, которые с большой долей вероятности покажут «опьянение» у подозреваемого.
«Даже если мы измеряем ноль, то мы все равно должны учитывать погрешность — это зона неопределённости, которую должны трактовать в пользу подозреваемого, — рассуждает Сидоров в интервью «Газеты.Ru». — Погрешность самых современных алкометров составляет от 0,02 до 0,05 миллиграмма на литр.
Но это основная погрешность, а дальше идет важная составляющая — дополнительная погрешность, которая зависит от внешней среды, температуры, давления, влажности, плюс наличие неизмеряемых компонентов — это маломолекулярные вещества (например, от употребления каких-либо продуктов), которые находятся в дыхании. Если все это сложить, то получится где-то 0,16 миллиграмма на литр — это суммарная погрешность.
Это фактически минимальное значение средства измерения, выше которого можем точно сказать, что водитель употреблял алкоголь».
Сидоров также настаивает, что учет погрешности — это не допустимая норма выпить. «Нулевую толерантность нужно оставить, но полностью исключить погрешность, — настаивает ученый. — Это минимальное значение показаний средств измерений, выше которого мы можем в полном основании утверждать, что в организме человека есть алкоголь».
По словам Сидорова, сейчас есть автомобилисты, у которых приборы показали тысячные доли алкоголя. Они вынуждены идти до Верховного суда, чтобы отстоять свое доброе имя. «Сегодня адвокаты зарабатывают на этом колоссальные деньги, — говорит Сидоров. — Мы каждый день получаем письма от адвокатов, водителей и судей, которые просят нас разъяснить. Поэтому важно установить минимальные показания погрешности приборов, выше которых факт употребления считается доказанным».