Призраки штрафов

«Газета.Ru» разбиралась, почему оплаченные штрафы ГИБДД еще долгое время числятся за водителями как непогашенные

Анатолий Караваев
По данным «Газеты.Ru», которые редакции предоставил информированный источник в МВД, из примерно 150 аккредитованных в федеральном казначействе банков данные об оплаченных штрафах водителей передают не более 20. Поэтому многие водители после уплаты взыскания еще долго видят свои штрафы как неоплаченные. Банкиры, в свою очередь, не довольны, что им приходится выполнять за свой счет навязанную государством услугу.

Проблема с прохождением денег встала особенно остро начиная с 6 апреля, когда на сайте ГИБДД России появился онлайн-сервис. С тех пор любой желающий по номеру автомобиля может узнать, имеются ли за транспортным средством неоплаченные штрафы. Только за первые десять дней раздел посетили более миллиона человек, и очень многие обнаружили, что давно оплаченные ими квитанции до сих пор «висят» в базе ГИБДД.

В Госавтоинспекции порекомендовали отправлять через сайт ведомства документы, которые подтверждают факт оплаты штрафа, а именно — отсканированную квитанцию. В этом случае корректировка базы производится индивидуально и в достаточно короткий срок. «Ежедневно мы получаем очень много таких обращений с квитанциями, — рассказал «Газете.Ru» представитель пресс-службы ГИБДД России Дмитрий Лейбов. – Мы понимаем, что сами граждане не виноваты в проблемах перевода платежей, поэтому стараемся обрабатывать информацию как можно быстрее. Правда, бывают и сложные случаи, когда в базе казначейства о нераспознанных платежах мы не можем найти ту или иную оплату. В этом случае времени приходится тратить больше, но по закону срок рассмотрения обращения гражданина составляет 30 суток».

Если водитель не сохранил квитанцию об оплате штрафа, то в ГИБДД предлагают прислать им ФИО автовладельца, дату и место оплаты. «Будем искать в нераспознанных платежах в региональном казначействе», — пообещали в ГИБДД. Но отправлять данные в Госавтоинспекцию не обязательно. Тем автовладельцам, которые не хотят или по каким-то причинам не могут это сделать, волноваться не нужно - наказание им не грозит. Судебные приставы при возбуждении административного производства по факту возможной неуплаты штрафа в любом случае обязаны провести проверку и удостовериться в этом. Тогда автовладельцу будет достаточно просто заявить, что он уже совершил платеж раньше. Таким образом, отправляя данные в ГИБДД, автовладелец просто избавляется от возможных хлопот в будущем.

Проблема с переводом на счета ГИБДД в Федеральном казначейства, по данным «Газеты.Ru», остается весьма острой и связана она с самими банками.

«Договора с казначейством на прием оплаты штрафов заключили более 150 банков, а данные по полученным платежам передают меньше двух десятков из них»,

— сообщил осведомленный источник в одном из специализированных подразделений МВД.

Он напомнил, что с 1 января этого года банки, аккредитованные на прием платежей, по закону обязаны незамедлительно передавать информацию о принятой оплате в Федеральное казначейство, а именно в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Соответствующие изменения были отражены ч. 8 ст. 32.2 КоАП (Кодекса об административных правонарушениях) РФ.

Вся процедура в идеале должна выглядеть следующим образом. Подключенный к ГИС ГМП банк принимает платеж от автовладельца. Эти деньги банк направляет в региональный бюджет, и сам платеж может идти несколько рабочих дней. Однако информация о нем в электронном виде должна сразу же поступать от банков в ГИС ГМП, и уже в день оплаты в Федеральном казначействе знают, что человек оплатил свой штраф. ГИБДД России в автоматическом режиме ежедневно проводит выгрузку данных об уплаченных по всей стране штрафах из системы, после чего обновляет базу данных неплательщиков.

Однако на практике, по словам источника «Газеты.Ru», так происходит далеко не всегда.

Проблема заключается только в том, что банки не передают данные о поступивших деньгах в ГИС ГМП. Это обычный электронный реестр с номерами постановлений, датой оплаты и суммой, но без нее казначейство не может отправить эту информацию в ГИБДД, а та, в свою очередь, поменять статус штрафа.

«Банки просто нарушают закон, — объясняет наш источник. — Сначала они просто не хотели заниматься этими переводами, а теперь, как я понимаю, уже многие и технически не готовы это делать. Им нужно переделывать свое программное обеспечение под требования казначейства, под выгрузку информации в тех форматах, которые ГИС ГМП требует. То есть закон их обязывает соответствовать всем требованиях, но на модернизацию нужные деньги, и, видимо, не все готовы тратиться».

Получить комментарий в пресс-службе Федерального казначейства и Минфине «Газете.Ru» не удалось. В ведомства был отправлен запрос, однако на момент сдачи материала ответов из ведомств не поступило.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян заявил «Газете.Ru», что впервые слышит о подобной проблеме, но считает, что в сложившейся ситуации не могут быть виноваты только банки.

«На банки наложено очень много функций, которые они выполняют на бесплатной основе как агенты налоговые, а как агенты валютного контроля они должны это делать в рамках регламента, — заявил он. – Если информация о платежах не доходит, то я не уверен, что это вина банков в том, что они умышленно что-то там недосылают. Проблема может быть в прописанных процедурах, потому что банки очень скрупулезно обязаны выполнять все, что им предписано. Должны и соответствующие госструктуры наладить сбор информации. Хотя я не исключаю, что в этой конкретной ситуации есть основания для упрека в адрес банков, нужно разбираться».

Тосунян считает, что, прежде чем упрекать кредитные учреждения в нерасторопности, государство должно создать им все необходимые условия для работы. «Если банки еще должны нести какие-то затраты для того, чтобы осуществлять техническую сторону вопроса, не имея с этого никакого дохода, а только являясь бесплатным перевозчиком средств в бюджет, то понятно, что эффективности здесь достичь нелегко, — отметил он. – Никакие функции агента не могут быть бесплатными, если мы хотим, чтобы они скрупулезно исполнялись.

Сейчас на то, чтобы без проблем оплатить административный штраф, закон в общей сложности дает 40 дней. Первые 10 дней — это срок, в который оштрафованный может обжаловать постановление. По их истечении оно вступает в законную силу, и согласно ст. 32.2 КоАП РФ у нарушителя есть 30 суток, когда штраф должен быть оплачен. За нарушение этих сроков ч. 1 ст. 20.25 КоАП предполагает наложение взыскания в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Впрочем, уже с 9 мая этого года у автовладельцев будет не 40, а 70 дней на оплату штрафа.

В конце марта Госдума по инициативе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) приняла поправки в КоАП, которые увеличат до 60 дней срок оплаты выписанного постановления. Приставы, таким образом, избавятся от лишней работы и дадут гражданам больше времени самостоятельно оплатить свои штрафы.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков считает возникшую проблему с переводом денег в казначейство чисто технической.

«Для нормального прохождения платежей есть все условия, другое дело, что система оплаты и прохождения денег порой не соответствует даже нашим скромным российским информационным технологиям.

Нужно технически регулировать взаимоотношения между казначейством, банками и ГИБДД. А вообще всю эту систему надо упрощать, потому что оплатить телефон и интернет — это вопрос нескольких секунд, а заплатить штраф — это надо в очереди отстоять, как правило, а потом еще и убедиться, что деньги дошли. Тут нужно больше применять современные креативные технологии, и хочу отдать должное ГИБДД, они этим занимаются. Там и с банками на этот счет активно работают, и планируют вводить возможность оплаты штрафа через sms-сообщения и много чего другого».

Парламентарий напомнил, что до 2007 года система оплаты штрафов была гораздо сложнее – нарушителю ПДД после оплаты штрафа было необходимо привозить ксерокопию или оригинал соответствующего квитка в группу разбора ГИБДД. «Сейчас эти квитки тоже лучше хранить и возить с собой, — считает Лысаков. – Инспектор на трассе может проверить по базе и увидеть этот штраф как неоплаченный, могут возникнуть проблемы. И тут доказательства оплаты будут очень кстати».

Лысаков напомнил о своих законодательных инициативах по части оплаты штрафа, которые могут быть приняты в ближайшее время и коснутся злостных неплательщиков. «Я предлагаю ввести скидку в 50% при оплате штрафа для тех, кто делает это в течение 10 дней, то есть до вступления постановления в законную силу, — рассказал он. – Кроме того, я хочу добиться отмены административного ареста за первую неуплату штрафа в течение года. Это неадекватно — сидеть в каталажке за штраф в несколько сот рублей. Человек может забыть оплатить, еще что-то. Но если он второй раз не заплатил, то это уже система. Здесь санкции будут расширяться. Они будут начинаться от двойного штрафа, как это сейчас прописано в законе, и будут ограничены либо прогрессивной шкалой, когда за каждый день просрочки будут начисляться пени, либо даже лишением водительских прав, потому что это уже неуважение к закону».

По словам Лысакова, его поправки в ближайшее время будут рассмотрены в Госдуме, но перспективы на их принятие пока туманны. «Пока у нас есть разногласия с ФССП по поводу дисконта для штрафов, поэтому закон немного тормозится, но думаю, нам удастся добиться своего», — добавил он.