Штраф вернулся к знаку

Власти Москвы и Санкт-Петербурга будут самостоятельно выписывать штрафы за стоянку в неположенном месте и собирать штрафы с водителей

Анатолий Караваев
Госдума приняла во втором чтении поправки в КоАП, инициированные властями Москвы, которые позволят городским чиновникам Москвы и Санкт-Петербурга самим выписывать постановления за неправильную парковку, а деньги, полученные в виде штрафов, направлять в городской бюджет. Эксперты опасаются, что теперь чиновники ради больших сборов штрафов могут перестать заниматься развитием парковочной сети в столице. В МВД, которое раньше выписывало постановления и собирало штрафы, поведением столичных чиновников оказались возмущены и надеются, что по сути революционная инициатива все-таки не вступит в силу.

Важные поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) Госдума рассмотрела в среду в рамках второго чтения законопроекта «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Депутаты одобрили его почти единогласно – «за» выступили 375 депутатов. Ранее документ уже был одобрен в первом чтении, а на этой неделе в него по инициативе властей Москвы внесли новые поправки.

Помимо предложения ввести в Москве и Петербурге штраф в 5000 тысяч рублей за нарушение грузовиками разрешающих знаков – эта инициатива связана с появлением запрета на движение по МКАД тяжелых фур в дневное время, в поправках в КоАП появился и куда более важный пункт. В частности, Кодекс предлагается дополнить новой статьей 23.79, которая лишает ГИБДД права выписывать штрафы за парковку и стоянку в неположенном месте и передает эту функцию городским властям. Штраф за данное нарушение в Москве и Санкт-Петербурге (п. 5 ст. 12.16 КоАП) сейчас составляет 3 тысячи рублей.

В частности, п. 1 ст. 23.79 гласит: «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 12.16 настоящего Кодекса в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Второй пункт этой же статьи предусматривает, что рассматривать дела об этих административных нарушениях «вправе руководители соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместители руководителей».

При этом в документе ни слова не говорится, что представляют собой соглашения о передаче части полномочий между федеральным центром и регионом. Когда будут заключены подобные соглашения, также неизвестно.

В МВД новая инициатива столичных чиновников вызвала настоящий шок.

В 90-е годы ведомство под предлогом борьбы с коррупцией уже лишили функций организации дорожного движения, передав ее собственникам дорог.

Теперь все вопросы с установкой новых знаков или нанесением разметки в городах решают местные власти, а на федеральных трассах – ГК «Автодор». Если законопроект вступит в силу, то вся цепочка снова окажется в одних руках.

От официальных комментариев в МВД отказались, однако неофициально отреагировали на принятие законопроекта эмоционально.

«То, что Ликсутов (глава Департамента транспорта Москвы. – «Газета.Ru») уже неоднократно хотел проделать раньше через Мосгордуму, через МВД, комитет по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы, ему удалось через думский комитет по земельным отношениям, — комментирует действия столичных властей информированный источник «Газеты.Ru» в МВД РФ. — Он внес свои поправки в КоАП в виде технических поправок в глобальный законопроект, который касается совсем другого — земельных отношений. В этот многостраничный документ перед самым его рассмотрением во втором чтении тихонько вносят поправку о том, чтобы передать городу право выписывать постановления за неправильную парковку».

В ГИБДД считают, что поправка была внесена таким образом, чтобы депутаты не успели ее как следует обсудить. «В среду утром он стоял самым первым в повестке дня, естественно, там никто не успел в него вникнуть и разобраться», — добавил источник.

По его словам, опасность данной нормы заключается в том, что в скором времени городские власти могут забрать себе полномочия не только по контролю за правильностью парковки, но и за другими нарушениями. «Завтра они заберут всю 12-ю главу КоАП, а потом скажут, давайте и в других регионах так сделаем, и когда они все заберут себе, встанет вопрос, зачем тогда вообще ГИБДД нужна, — негодуют в ведомстве. – Самое главное, что меняется вся структура административного кодекса.

Теперь городские власти не только сами организуют движение, но сами же будут фиксировать нарушения, сами рассылать штрафы и сами получать их в свой бюджет.

Это нарушение принципа разумности и баланса. Можно критиковать ГИБДД, но это какой-никакой арбитр, и инспекция может хоть как-то это контролировать в интересах самих же граждан. Концентрация всех этих функций у исполнительной власти – это концептуальные изменения КоАП, меняющие саму логику, сам принцип построения административного законодательства, это просто покушение на здравый смысл и основы конституционного строя. И делается это все кулуарно».

По словам собеседника «Газеты.Ru», предложенные правительством Москвы поправки не обсуждались на профильном комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.

«Они не спросили ни мнения Верховного суда, ни правительства, ни МВД, а взяли и запихнули их в земельный законопроект, словно это мелкая поправка, и приняли его, словно это редакционная правка, когда цифра «100 рублей» заменяется на цифру «200».

Не понимают в МВД и сути «соглашений о передаче полномочий». «Получается, что закон предлагает органам исполнительной власти, в частности Колокольцеву и Собянину, заключать некие «подковерные» соглашения о передаче полномочий полиции мэру и его заместителям, которые будут подменять федеральное законодательство», — заявил источник.

В ведомстве выразили надежду, что депутаты все же «одумаются» и при рассмотрении в третьем чтении вернут его на доработку или же свое веское слово скажет Совет федерации.

В департаменте транспорта «Газете.Ru» не смогли оперативно прокомментировать принятие законопроекта.

Один из влиятельных депутатов Госдумы, хорошо знакомый с ситуацией, подтвердил «Газете.Ru», что власти Москвы уже пытались продавить принятые поправки, но консенсуса не было найдено из-за позиции МВД. «Они объясняют это тем, что ГИБДД не справляется с общим количеством нарушителей, и что они готовы поставить фиксацию нарушений ПДД на поток, — заявил он. — Но не стоит слишком близко к сердцу принимать и аргументы ГИБДД. Обе стороны думают не столько о порядке, сколько о финансовых потоках. Ведь после принятия закона лишатся прибыли и инспекторы, которые выписывали постановления за неправильную парковку в ручном режиме и что-то получали от водителей в свой карман, а сейчас все уйдет в бюджет. Истина в этой ситуации где-то посередине, хотя пока неясно, какие организации будут заниматься этими финансовыми потоками.

Не исключаю, что здесь будет пополнение бюджета не только Москвы, но и ряда аффилированных с городскими властями фирм. Тут все не просто».

Парламентарий подтвердил, что внесение поправок стало большой неожиданностью даже для самих депутатов. «Москва просто сделала финт, внеся свою поправку в законопроект, не касающийся этой темы, — отметил он. – Здесь еще сыграла роль не очень активная позиция самого МВД. Власти Москвы здесь действовали гораздо напористее, и формально процедуры были соблюдены. Теоретически это вопрос профильного комитета по конституционному законодательству и госстроительству, но другой комитет Госдумы, в данном случае по земельным отношениям, может принять поправку, даже не уведомив профильный комитет. В любом случае, откровенно говоря, по этому вопросу было политическое решение на высшем уровне, поэтому исход голосования был предопределен».

Еще один депутат Госдумы Вячеслав Лысаков выразил опасение, что принятие поправки может замедлить строительство новых парковочных мест в Москве и Санкт-Петербурге.

«Руководство городов может просто быть не заинтересовано в этом, потому что, чем меньше парковок, тем больше штрафов и отчислений в бюджет,

— заявил он «Газете.Ru». – А ведь системы фотовидеофиксации правонарушений предназначены прежде всего для профилактики нарушений ПДД, для изменения ментальности водителя, а не для сбора денег».

Депутат также отметил, что обнаружил поправки лишь в понедельник после звонка из ГИБДД. «Мне позвонил один из руководителей ведомства, встревоженный их внесением, они оказались очень глубоко закопаны», — отметил Лысаков.

По его словам, транспортная составляющая — одна из главных репутационных составляющих для Сергея Собянина, поэтому объяснимо, что этому сегменту уделяется повышенное внимание.

Активист движения «синие ведерки» Петр Шкуматов также подверг резкой критике инициативу столичных чиновников. «В Москве чуть больше 1,5 миллиона парковочных мест, а автомобилей в три раза больше, то есть три миллиона машин каждый день или что-то нарушают, или мешают пешеходам. Власти же вместо того, чтобы строить новые парковки или думать, что делать с этими машинами, принимают поправки, которые позволят им бесконтрольно штрафовать автовладельцев на 3 тысячи рублей, — заявил он «Газете.Ru». — Собянину нужна массовость штрафов, а сотрудники ГИБДД как работали по старинке, так и работают. И в этом, собственно, вся проблема.

Мэрия хочет штрафовать пол-Москвы и делать это каждый день.

Эта поправка через Дмитрия Медведева была пролоббирована Сергеем Собяниным. Это политика «золотого миллиарда», а точнее миллиона – «лишних» автомобилистов просто выжимают».

Эксперт считает, что передача в руки мэрии как вопросов организации движения, так и вопросов собирания штрафов за нарушения, связанные с ним, ни к чему хорошему не приведет. «Они теперь могут заставить запрещающими знаками всю Москву и спокойно набивать бюджет за счет горожан, — считает он. – Мы это уже проходили. Когда-то функцию организации дорожного движения отняли у ГИБДД и передали в Центры организации дорожного движения (ЦОДД) как раз под предлогом того, что установка знаков и выписывание постановлений за нарушения — это якобы коррупция. А теперь все то же самое, только у них самих. Теперь по городу будут ездить тысячи «парконов» и сами же на своих компьютерах будут все оформлять и рассылать водителям».

Шкуматов также выразил недоумение, что такая важная поправка в КоАП была по сути «спрятана» во второстепенный законопроект. «Я этот пункт еле нашел, — сообщил активист. — Открываю законопроект, это какой-то комитет Госдумы по земельным отношениям, казалось бы, при чем тут КоАП, отмотал до 100-й страницы и только там нашел эту поправку. Хотя, насколько я знаю, все депутаты в курсе ситуации, но там есть четкая команда сверху, есть договоренность Собянина и Медведева, поэтому результат предопределен».