Лукашенко отгружает Путину МАЗ

После встречи с Путиным белорусский президент перестал препятствовать созданию холдинга «Росбелавто»

Денис Лавникевич (Минск)
После двухлетних переговоров объединение заводов МАЗ и КамАЗ в единый холдинг «Росбелавто» наконец-то обещает пойти быстрыми темпами. Экономическая ситуация в Белоруссии больше не позволяет Александру Лукашенко тормозить создание альянса по производству тяжелых грузовиков. Источники «Газеты.Ru» в совете министров Белоруссии заявили, что уже подготовили несколько вариантов соглашения о передаче Минского автозавода под контроль будущего холдинга.

«Набирает обороты процесс создания технологических альянсов между предприятиями двух стран, что мне представляется особенно важным. Начато формирование холдинга «Росбелавто», в который войдут лидеры российского и белорусского автопрома — КамАЗ и МАЗ», — заявил Владимир Путин в пятницу вечером в Санкт-Петербурге после заседания высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии и переговоров с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

После выступления Путина министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил журналистам, что поставлена задача уже к 15 апреля определить схему управления холдингом «Росбелавто».

«Это будет отдельно управляющая компания, которая должна взять на себя функции управления двумя производственными объединениями КамАЗа и МАЗа», – отметил он. При этом Мантуров уточнил, что управляющая компания будет создана на паритетных началах. «Что касается опциона на получение одной акции до контрольной, а в этом, собственно, и весь вопрос, то эти условия до 15 апреля мы также должны окончательно определить», – подчеркнул министр.

Министр имел в виду ситуацию, когда белорусская сторона готова передать в холдинг «Росбелавто» контрольный пакет акций МАЗа за вычетом одной акции. Это позволило бы правительству Белоруссии в дальнейшем в любой момент расторгнуть альянс и вернуть промышленный актив под свой контроль. Чтобы формирование холдинга производителей тяжелых грузовиков было окончательным и бесповоротным, российская сторона требует от Белоруссии опцион на ту самую акцию, без которой контрольный пакет акций МАЗа не может считаться полноценным.

Заявление президента России о формировании автохолдинга «Росбелавто» не вызвало возражений сидящего рядом Александра Лукашенко. Между тем белорусская сторона старательно затягивала создание «Росбелавто» на протяжении почти двух лет, постоянно повышая оценочную стоимость своей части промышленных активов и выдвигая все новые требования по доле акций, передаваемой холдингу.

Как сообщил в понедельник «Газете.Ru» источник в совете министров Белоруссии, сейчас там готовят сразу несколько вариантов соглашения о передаче Минского автозавода под контроль будущего холдинга «Росбелавто».

Эта работа возложена на министерство промышленности страны: именно в его ведении находятся МАЗ и аффилированные с ним предприятия. Создание сразу нескольких вариантов соглашения связано с тем, что в одном варианте речь идет о передаче акций только головного предприятия – самого завода МАЗ. В других же вариантах добавлены дополнительные промышленные активы – Минский моторный завод (ММЗ), Минский подшипниковый завод, другие предприятия (доли в них). Задача такого подхода – по возможности повысить белорусскую долю в создаваемом автохолдинге.

Поскольку речь идет об объединении именно производств тяжелых грузовиков, белорусская сторона рассматривает возможность сыграть на этом и в последний момент вывести из состава МАЗа в отдельное предприятие производство автобусов, очень сильно развитое на МАЗе и приносящее реальную прибыль (автобусы «МАЗ» успешно экспортируются). Об этом «Газете.Ru» рассказал ещё один источник в совете министров. Речь идет об автобусах «МАЗ», производимых по лицензии немецкой компании Neoplan. Это производство могут передать предприятию «Белкоммунмаш», официально мотивировав это тем, что в «Росбелавто» объединяются производители тяжелых грузовиков и КамАЗ автобусов не производит.

Примечательно, что Александр Лукашенко еще 9 ноября 2012 года на встрече с губернатором Ленинградской области заявил, что «не видит смысла» в объединении Минского и Камского автозаводов. Позже, 22 февраля 2013 года, Лукашенко заявил, что объединение белорусского госпредприятия ОАО МАЗ и российского ОАО КамАЗ в автомобильный холдинг «Росбелавто» должно произойти без продажи акций минского автозавода. «Если кто-то хочет купить, допустим, МАЗ, то в данном случае речь должна идти об объединении МАЗа и КамАЗа. Условия я им предложил, и пока никакой продажи и обмена собственности не будет. Давайте объединимся, как будто мы обменялись акциями», – сказал тогда президент.

Накануне заседания высшего госсовета эксперты прогнозировали, что в ближайшие несколько месяцев Белоруссии, по-видимому, придется пойти на передачу контроля над рядом предприятий под соусом создания совместных компаний ради стабильных поставок российской нефти на белорусские НПЗ и получения нового кредита. Прежде всего речь шла об объединении именно КамАЗа и МАЗа, а также «Российской электроники» и «Интеграла», «Роскосмоса» и «Пеленга», «Еврохима» и «Гродно азота», а также об интеграции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в структуру российского оборонно-промышленного комплекса.

Именно чтобы провести переговоры о передаче белорусских автомобилестроительных активов под контроль россиян, в середине февраля в Минск приезжал российский вице-премьер Аркадий Дворкович.

Тогда он заявил, что Россия и Белоруссия в ближайшее время проведут новые переговоры по созданию альянса на базе МАЗа и КамАЗа. «Мы договорились, что в ближайшие недели будут проведены интенсивные переговоры по всем направлениями, прежде всего это касается таких проектов, как МАЗ и КамАЗ, – сказал тогда Дворкович. – Переговоры весьма успешны: по большинству позиций наши точки зрения совпадают».

«Ну конечно, Дворкович в феврале приезжал в Белоруссию за «фамильным серебром», и едва ли не в первую очередь – за МАЗом, – говорит белорусский экономист Леонид Заико, руководитель аналитического центра «Стратегия». – У профессионального экономиста сразу возникает вопрос: ребята, зачем вы создаете на общей белорусско-российской территории монополии, которые будут загнивать? Потому что объединить МАЗ и КамАЗ означает создать одну большую загнивающую монополию. Неужели никто из них не читал учебники или хотя бы труды Ленина, который еще сто лет назад писал: «Монополия есть загнивание»? Но, глядя на их лица, несложно догадаться, что они с этого что-то хотели бы иметь».

Напомним, вся эта история началась с того, что в феврале 2011-го госкорпорация «Ростехнологии» предложила руководству Белоруссии объединить КамАЗ и МАЗ в одну компанию, в результате чего КамАЗ станет владельцем 100% акций МАЗа, а белорусское правительство получит пакет акций КамАЗа. Но в ответ первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко заявил, что белорусская сторона не намерена расставаться более чем с 49% МАЗа.

Тогда Москва предложила создать совместное предприятие «Росбелавто» на базе МАЗа и КамАЗа. Изначально предполагалось, что с белорусской стороны в холдинг войдут активы еще и других машиностроительных предприятий. Но и эта идея застопорилась. Принципиальные разногласия состояли в том, что белорусская сторона настаивала на слиянии исключительно на паритетной основе (50% на 50%), а Россия хотела получить контроль в создаваемом холдинге. В мае 2011-го глава госкорпорации «Ростехнологии» (акционер КамАЗа) Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна иметь контрольный пакет акций в «Росбелавто» (50% плюс одна акция), иначе структура будет неуправляемой. Создание СП с МАЗом на паритетной основе просто невозможно еще и потому, что стоимости активов МАЗа и КамАЗа сильно отличаются не в пользу белорусского предприятия, пояснял Чемезов.

Однако Белоруссия упорно оценивала своего автогиганта значительно выше реальной рыночной стоимости.

Так, в феврале 2011 года было заявлено, что МАЗ стоит $2,5 млрд – КамАЗ на тот момент стоил $2,02 млрд, исходя из капитализации. МАЗ – непубличная компания, так что оценить ее стоимость сложно. Поэтому госкорпорация «Ростехнологии» предложила сперва провести оценку обоих активов, а потом провести обмен акциями.

Летом 2012-го Владимир Семашко нарисовал такую картину принципов создания холдинга «Росбелавто»: «Российское государство в лице «Ростехнологий» владеет 49,9% акций КамАЗа, Беларусь – 100% акций МАЗа, чтобы была паритетность управления холдингом «Росбелавто». Расчеты показывают, что если КамАЗ внесет 49% принадлежащих государству акций, то МАЗу нужно вносить 75%, исходя из произведенной оценки. Мы же хотим для сохранения влияния оставить 25% плюс 1 акцию Беларуси, а 75% минус 1 акцию отдать холдингу. Тогда будет паритетность, тогда в холдинге решения будут приниматься консенсусом, никто не будет ущемлен».

«Мы сделали предложение российской стороне и получили согласие. Я думаю, что если с той стороны сказали «да», наш президент сказал «да», то так тому и быть. Наверное, на этих условиях будет создан холдинг по производству грузовых автомобилей «Росбелавто», – говорил Семашко в июне прошлого года.

Тогда он пояснил, что, в соответствии с оценкой рыночной стоимости активов, произведенной компанией Ernst&Young, стоимость КамАЗа составляет $1,6 млрд, МАЗа – $1,1 млрд. По словам первого вице-премьера Белоруссии, после обсуждения данной оценки участники проекта с ней согласились. Как заявил Семашко, штаб-квартира холдинга разместится в Москве: «Росбелавто» будет создан с центром компетенции в Москве».