В понедельник на заседании совета Госдумы депутаты неожиданно приняли решение не рассматривать на этой неделе резонансный законопроект, внесенный в декабре прошлого года Ириной Яровой, который предусматривает ужесточение наказания для пьяных водителей, попавших в ДТП, а также вводящий уголовное наказание за сам факт езды в нетрезвом состоянии.
По словам главы комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, законопроект Яровой будет обсуждаться в пакете с другими законопроектами на эту же тему. «Поскольку они шли в одном пакете, мы договорились, что весь этот пакет, условно говоря, пойдет в марте», — заявил Крашенинников.
Член думского комитета по законодательству Отари Аршба заявил, что решение о переносе сроков рассмотрения законопроекта об ответственности за пьяную езду было принято в понедельник на президиуме фракции «Единая Россия».
В пакет законопроектов помимо документа Ирины Яровой попали еще три аналогичных по сути инициативы, внесенные в разное время другими депутатами. Один из них лежит в Госдуме еще с декабря 2010 года, два других оказались в парламенте в конце прошлого года.
Напомним, что глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в декабре прошлого года предложила внести поправки в УК, согласно которым пьяных водителей, впервые допустивших такой проступок, будут наказывать лишением прав на два года и штрафом в 50 тыс. рублей (сейчас только лишение прав на срок от полутора до двух лет). Для тех, кто попадется вторично, предлагается ввести в УК РФ новую статью 264 прим. 1, по которой пьяных водителей, ранее лишенных водительских прав за аналогичное правонарушение, будут наказывать либо штрафом в 200 тыс. рублей либо принудительными работами до двух лет, или же арестом на шесть месяцев. Кроме того, Яровая предложила резко увеличить наказание для пьяных водителей, ставших виновниками ДТП с человеческими жертвами.
Стоит отметить, что еще в конце прошлой недели будущее законопроекта Ирины Яровой, несмотря на шквал критики (замечания поступали даже от лоббирующего документ правительства), казалось безоблачным.
На состоявшемся в минувшую пятницу заседании комитета по конституционному законодательству и госстроительству его члены, несмотря на бурные осуждения, документ поддержали. Единственным, кто голосовал против, оказался коллега Яровой по «Единой России» и ее давний оппонент Вячеслав Лысаков, который предлагает альтернативные поправки в этой области. Однако, несмотря на эмоциональное выступление, в котором он призвал не принимать ужесточающие поправки, не отменив так называемое нулевого промилле, коллеги Лысакова не поддержали — и документ был рекомендован к принятию в первом чтении. Ожидалось, что он будет рассмотрен на заседании уже в ближайшую пятницу, 22 февраля.
По словам Лысакова, в ходе пятничного обсуждения оппонировавший ему коллега по фракции Александр Хинштейн, в отсутствие Яровой пришедший поддержать ее законопроект, фактически выступил с угрозами в его адрес.
«После небольшой перепалки и угроз рассмотреть некоторые мои высказывания на думской комиссии по этике, мною была сказана фраза о том, что лучше не загружать ерундой комиссию, а серьезно доработать «никакой» законопроект Ирины Яровой, — вспоминает Лысаков. – На что Хинштейн заявил мне дословно следующее: » Жизнь вас, Вячеслав Иванович, ничему не учит. Придется поучить». По словам парламентария, который почти на 19 лет старше Хинштейна, эта фраза была сказана довольно угрожающим тоном и с соответствующим моменту выражением лица. Стенограмма заседания комитета подтверждает версию событий в изложении Лысакова.
Напомним, что сам Лысаков еще в октябре 2012 года внес документ, ужесточающий ответственность для пьяных водителей, вводящий балльную систему нарушений правил дорожного движения, а также включающий другие инициативы, в том числе отмену «нулевого промилле» для водителей. С необходимостью возврата порога содержания алкоголя в крови согласились ведущие российские врачи и ГИБДД, однако против этого не раз резко высказывался премьер-министр Дмитрий Медведев, который в бытность президентом отменил порог 0,3 промилле для водителей, так как россияне, по его мнению, не умеют пить. Именно во многом благодаря его выступлениям на эту тему в декабре и появился законопроект Яровой, содержащий аналогичные предложения по наказанию для нетрезвых автомобилистов, но не затрагивающий проблему промилле.
Документ был молниеносно поддержан правительством (а отзыва на свой законопроект Лысаков не может дождаться уже четыре месяца), в его поддержку высказались некоторые депутаты, и до сегодняшнего дня его скорейшее принятие не вызывало сомнений. Вячеслав Лысаков, в свою очередь, также предлагает ужесточить наказание для нетрезвых водителей, но перед этим четко определить критерии алкогольного опьянения и отменить так называемое нулевое промилле, когда водитель даже с микроскопическим содержанием алкоголя в крови автоматически считается пьяным и лишается прав.
О причинах переноса рассмотрения законопроекта Яровой официально в понедельник ничего не сообщалось.
«Совет Думы фактически отменил пятничное решение профильного комитета и отправил законопроект Яровой на доработку, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. – Это беспрецедентное решение: я не помню, чтобы совет, пусть и не юридически, но, по сути, отменял решения комитета».
Депутат не стал скрывать, что рад такому повороту событий. При этом он отметил, что претензии к документу Яровой на заседании совета были высказаны представителем президента в парламенте Гарри Минхом. «По моим данным, в качестве причин для отмены рассмотрения документа Минх отметил серьезные замечания к тексту от государственно-правового управления администрации президента РФ, со стороны Верховного суда и немалые финансовые затраты, которые понадобятся для реализации предложений Яровой, в частности касательно ее предложений фиксировать освидетельствование на видеокамеру», — добавил Лысаков.
В пояснительной записке к законопроекту Яровая действительно предлагает освидетельствовать водителей, снимая процедуру на видео. При этом в финансово-экономическом обосновании к поправкам говорится, что их принятие не повлечет дополнительных расходов бюджета. Учитывая, что денег на дополнительную закупку видеокамер в случае принятия закона понадобится немало, а оплачиваются такие расходы всегда из бюджета, в правительстве, по словам Лысакова, сочли этот вопрос недостаточно проясненным.
Несмотря на то что отзыв из Верховного суда (ВС) напрямую никак не влияет на судьбу законопроекта, негативное отношение судей к документу Яровой вызвало широкий общественный резонанс.
В частности, судьи посчитали, что его принятие повлечет «значительный рост судимости в стране». «Согласно статистическим данным, в 2011 году всего по данной статье было привлечено к административной ответственности 549 150 человек, а за 6 месяцев 2012 года — 267 120 человек», — говорится в отзыве. Кроме того, ВС посчитал, что снижению числа аварий «может способствовать только системный подход к совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения», а этому критерию законопроект Яровой не соответствует.
Депутат Лысаков считает, что, если правительство в итоге предоставит отзыв на его закон, у того будут шансы на принятие, потому что его поправки носят более комплексный характер. «Но даже если примут в итоге закон Яровой, я просто уберу из текста своего документа все, что касается уголовных статей, и оставлю только поправки в Административный кодекс, — заявил депутат. – В этом случае для принятия закона отзыва правительства уже не потребуется и он будет рассмотрен моими коллегами».