Во вторник Российский союз автостраховщиков (РСА), а также крупнейшие страховые компании на рынке ОСАГО подписали письмо о критической ситуации, сложившейся в сфере обязательного автострахования. «Крупные страховые компании подписали письмо, которое будет отправлено во все инстанции: Госдуму, ФСФР, Минфин, а также первому вице-премьеру (Игорю) Шувалову», — цитирует «Прайм» главу «Ингосстраха» Александра Григорьева, который первым сообщил о письме.
Страховщики настаивают, что если в законодательство не будет внесен ряд принципиальных изменений, то крупнейшие игроки бизнеса начнут сворачивать свой бизнес по ОСАГО.
Это чревато тем, что в отдаленных регионах потребители останутся без полисов автострахования, пояснили «Газете.Ru» в «Ингосстрахе».
Крупнейший участник рынка компания «Росгосстрах», на долю которой приходится около 40% договоров, уже заявил о намерении сократить объемы продаж ОСАГО на территории 28 субъектов РФ. Это напрямую связано с высокой убыточностью по ОСАГО в соответствующих регионах, утверждают в компании.
По мнению участников рынка, добровольное автострахование станет для них убыточным после повышения выплат по «автогражданке». В конце декабря прошлого года правительство направило в Госдуму поправки к закону об ОСАГО. Верхний лимит по «автогражданке» увеличат до 400–500 тысяч рублей, а потерпевшие получат право выбирать тип компенсации. Одновременно предлагаемые поправки повысят стоимость полисов ОСАГО на 25%.
«Считаем, что дискуссия относительно величины, на которую должны увеличиться страховые тарифы, должна носить сугубо экономический, но не социально-политический характер», — пишут страховщики.
В связи с этим страховщики настаивают, что тарифы полисов должны повыситься не на 25%, а на 50%. Сейчас базовая стоимость полиса ОСАГО составляет 1980 рублей, таким образом, она может вырасти до 2970 рублей.
Кроме того, страховщики пожаловались на закон «О защите прав потребителей» (ОЗПП), действие которого пока распространяется на ОСАГО. Дело в том, что 28 июня прошлого года вышло постановление пленума Верховного суда (ВС) № 17, согласно которому отношения между страховщиками и страхователями должны подпадать под действие закона ОЗПП. В итоге автовладельцы получили право судиться со своей страховой компанией по месту жительства, а не по месту регистрации компании, как раньше, при этом их освободили от уплаты госпошлины. Кроме того, в пользу автовладельцев стал взыскиваться штраф в размере 50% от присужденной суммы, а также компенсация за моральный вред за неправомерную задержку выплаты страховой суммы.
После этого решения Верховного суда пострадавшим автовладельцам стало заметно проще получать со страховщиков деньги. Те, предпочитая не доводить дело до суда, стали производить выплаты в полном объеме и вовремя. Кроме того, по ОЗПП страховщика обязали выплачивать моральный вред за несвоевременность страховой выплаты.
«Защита прав граждан превратилась в повальное взыскание со страховщиков штрафов, пени, морального вреда без попытки судов разобраться в сути взаимоотношений, регулируемых законодательством об ОСАГО», — пожаловались страховщики чиновникам и депутатам.
В итоге это привело к тому, что выплаты страховщиков по решению судов выросли в полтора-два раза по сравнению с нанесенным ущербом, а доля выплат страховщиков по решению судов стала доходить до 30% от общего количества выплат.
Проблема не в законе ОЗПП, а в его действии на рынок страхования, пояснил «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. По его словам, все суды в итоге стали руководствоваться толкованием Верховного суда. «Однако в самом законе ОЗПП есть сноска, что он не может распространяться на специальные законы, где условия приобретения этой услуги строго регламентированы государством», — сказал Соломатин. По его словам, ОСАГО как раз является специальным законом, на который нормы закона ОЗПП распространяться не могут. Эти нормы могут распространяться только на добровольное страхование – например, на каско.
«Распространение «Закона о защите прав потребителей» на ОСАГО — это по сути правовой нигилизм, который порождается судами, в том числе Верховным судом», — заявил «Газете.Ru» глава управления методологии обязательных видов «Альфастрахования» Денис Макаров. — Получается, что на страховщиков распространяются санкции сразу двух законов, так как в законе об ОСАГО существуют специальные нормы за некачественное предоставление услуг страховщиками. Получается, что мы наказываемся дважды: и законом об ОСАГО, и судами в рамках закона ОЗПП».
«В этой связи считаем крайне важным наличие в окончательной редакции закона об ОСАГО нормы, исключающей распространение закона о защите прав потребителей на правоотношения, вытекающие из договоров ОСАГО», — настаивают в коллективном письме страховщики.
В текущей ситуации, когда расходы страховщиков на страховые выплаты и судебные разбирательства растут катастрофическими темпами, страховые премии по ОСАГО уже не компенсируют растущие обязательства, говорится в письме.
«На наш взгляд, если не принять срочных мер, крах может грозить всей системе ОСАГО, сложившейся в России за последние десять лет», — прогнозируют ведущие страховые организации.
Письмо подписали президент РСА Павел Бунин, главы компаний «Ингосстрах», «Альянс», СОГАЗ, ВСК, «РЕСО-Гарантия», СГ МСК, «Альфастрахование» и «Росгосстрах».
Между тем главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова рассказала «Газете.Ru», что пока положение страховщиков не критично. «Если будет принята норма, что старую деталь считают как новую, без учета износа, то выплаты страховщиков значительно вырастут. Степень убыточности страховых компаний и так находилась на грани, а в последние годы создавалось ощущение, что страховщики избегают полноценных выплат, ищут разнообразные лазейки. Было много обращений в надзорные органы, и появлялись жалобы на страховщиков. Многие стали говорить о том, что страховые компании нужно приструнить. При этом их положение не было чересчур радужным: ОСАГО – не прибыльный и достаточно тяжелый бизнес, — рассказала эксперт. — По всей видимости, они хотят принять предупредительные меры, чтобы этот бизнес не стал совсем убыточным».
«Вероятность того, что ведущие страховщики оставят бизнес ОСАГО из-за резкого снижения его рентабельности, не так уж и низка, — прокомментировал письмо страховщиков Денис Макаров. — Сейчас многие ведущие компании продают ОСАГО для привлечения клиентов, а не ради прибыли, да и сам продукт является публичной офертой».
Согласно реестру РСА, на сегодняшний день на рынке страхования ОСАГО работают 106 компаний. За десятилетнюю историю «автогражданки» в России обанкротились 78 страховых организаций. За январь-июнь 2012 года страховые компании заключили в России 19,1 млн договоров ОСАГО, за что им было начислено страховых премий в размере 56,7 млрд рублей. За этот же период участники рынка по страховым случаям выплатили 27,6 млрд рублей.