Россия — последний шанс для электромобилей

Российские власти крупно вкладываются в производство электромобилей, одновременно мировые лидеры автопрома отказываются от двигателей на электротяге

Сергей Гусаров
Будущее электромобилей оказалось под большим вопросом: мировые лидеры по выпуску машин на электрической тяге высказываются в пользу разработки гибридов и автомобилей, работающих на водородном топливе. Между тем в российский автопром, наоборот, начинают вкладывать огромные деньги для разработки собственных электрических двигателей. Американские эксперты считают, что, пока цена и экономические преимущества электромобилей не начнут привлекать клиентов, их популярность будет падать. Российские эксперты уверены, что электромобили — шанс для российского автопрома.

Сразу три ведущих мировых автопроизводителя — Toyota, Nissan и Volvo — дали повод усомниться в том, что концепция автомобиля, полностью работающего на электротяге, когда-нибудь станет по-настоящему массовой. По мнению топ-менеджеров компаний, на смену электродвигателям могут прийти силовые установки, основанные на водородных топливных ячейках. Такие автомобили также работают на электротяге, но, в отличие от электромобилей, энергия для их движения поступает не из аккумуляторов, а за счет выработки ее водородными топливными элементами, которые, по сути, становятся генераторами.

Кроме того, многие автопроизводители намерены сфокусироваться на разработке более компромиссных и практичных гибридных автомобилей, в которых традиционный двигатель внутреннего сгорания соседствует с электромотором и аккумуляторными батареями.

В этом направлении будут двигаться японские автогиганты Toyota и Nissan, соответствующие намерения были ранее озвучены топ-менеджерами обеих компаний.

«Из-за таких недостатков, как запас хода, стоимость и время перезарядки электромобиль никогда не станет полноценной заменой традиционным автомобилям», — сообщил Reuters исполнительный вице-президент Toyota Motor Corporation Такеши Учиямада.

Бывший глава Volvo Стефан Якоби придерживается схожей точки зрения. «Если на вашем телефоне садится батарейка, то вы расстраиваетесь. Если что-то подобное происходит с вашей машиной посреди пробки – вам будет еще хуже, — считает Якоби. — Я не думаю, что у электромобилей большое будущее. У них есть своя ниша, но массовыми они не станут».

Схожую точку зрения также высказал глава Renault-Nissan Карлос Гон – недавно руководство марки заявило, что модельный ряд Nissan получит 16 новых гибридных моделей к 2016 году. «Мы продолжим вплотную заниматься разработкой электромобилей, но мы остаемся бизнесменами, мы прагматики. Мы продолжим разрабатывать и продавать гибриды, поскольку существуют рынки сбыта, которые в них нуждаются», — рассказал Карлос Гон в декабре 2012 года.

Подтверждением смены общего курса также послужил пересмотр администрацией президента США Барака Обамы утвержденного плана вывести на дороги Соединенных Штатов 1 млн электромобилей в 2015 году.

Теперь власти США решили не концентрироваться на конкретном сроке реализации данного плана, но заявили, что страна «находится на верном пути, с помощью которого миллионы электромобилей окажутся на дорогах США».

Toyota и Nissan также заключили соглашения на разработку автомобилей на водородных топливных ячейках, их партнерами стали BMW и Daimler соответственно.

Обе компании занялись разработкой экологически чистых автомобилей в 1990-е годы, за это время Toyota вложила около $16 млрд в разработку гибридных машин — семейство Prius впоследствии стало популярным и вполне успешным.

Для сравнения, мировые продажи гибридных моделей Toyota и дочерних марок составили в 2012 году 5 млн единиц, тогда как электрокар Leaf, который появился два года назад, за все время своего существования разошелся в количестве 50 тысяч штук, несмотря на крупные скидки производителя на модель в 2012 году.

В то же время в Nissan не теряют уверенности в успехе электромобилей марки. «Когда новые технологии только выходят на рынок, их продажи растут не так быстро, как хотелось бы, — заявил Reuters исполнительный вице-президент Nissan Мицухико Ямашита. – Но по мере развития технологий, используемых в электрокарах, все еще существует возможность, что продажи взлетят вверх».

«Пока мы ни о чем не жалеем, — добавил Ямашита. – Быть может, через несколько лет и пожалеем. Но вряд ли».

Наиболее популярным рынком сбыта гибридных автомобилей остается Япония. С помощью государственных поощрений покупателям гибридных машин, продажи таких автомобилей составили 40% от общего числа. Для сравнения, на рынке США гибриды занимают долю в 3,3%.

На фоне пересмотра концепции альтернативных силовых установок среди лидеров мирового автопрома, российские автопроизводители только начинают вкладывать деньги в производство и разработку электромобилей, а государственные ведомства подчеркивают важность и перспективность такой работы.

Так, в августе 2012 года Минпромторг РФ поручил компании «АвтоВАЗ» разработать гибридный автомобиль, на разработку проекта выделены 499 млн рублей. Кроме того, в конце декабря 2012 года ведомство предложило предоставить льготы российским компаниям, выпускающим автомобили с электрической и гибридной силовыми установками.

В настоящий момент «АвтоВАЗ» является единственным в России производителем серийных электромобилей. Разработанная на базе Lada Kalina модель с электрической силовой установкой получила название El Lada, ее стоимость варьируется от 1 до 1,2 млн рублей. Первая экспериментальная партия тольяттинских электрокаров была направлена в Ставропольский край для работы в местных службах такси.

Кроме того, руководство крупнейшего производителя грузовиков в России, компании КамАЗ, в начале февраля заявило о намерении выпустить городской электромобиль. Проект входит в стратегическую концепцию развития КамАЗа до 2020 года, но точные сроки его реализации, как и технические подробности, пока неизвестны.

Американские эксперты из компании JD Power and Associates установили, что в настоящее время покупатели электромобилей в большей степенью руководствуются эмоциями, чем экономическими соображениями – 44% опрошенных компанией владельцев электромобилей сказали, что купили машину, поскольку хотели позаботиться об экологии. Эксперты фирмы считают, что до тех пор, пока цены на электромобили не снизятся, а производители не разъяснят людям все экономические преимущества владения таким транспортом, их продажи не достигнут значимых показателей.

Российские эксперты считают, что электромобили – шанс для российского автопрома.

«Самое главное преимущество электромобилей для России – их простейшая схема, которая включает аккумулятор, электродвигатель и контроллер, — рассказал «Газете.Ru» директор по продажам компании «Экомоторс» Алексей Михеев. — Россия на сегодняшний день – отсталая в технологическом плане держава, как это ни обидно. Особенно это заметно в производстве двигателей и подобных элементов. Гибридная схема и схема с водородными ячейками подразумевает высокую технологическую сложность по производству двигателей и компонентов», — рассказал эксперт «Газете.Ru».

«Россия на сегодняшнем технологическом уровне не способна производить такие компоненты и двигатели в массовом масштабе и по конкурентоспособной цене, — добавил Михеев. — А электродвигатели и аккумуляторы изготавливаются по относительно несложной схеме — Россия в этой области может иметь хорошие конкурентные преимущества, — считает специалист. — Россия идет в абсолютно правильном направлении, развивая на том же «АвтоВАЗе» производство электромобилей. Это может стать нашим технологическим и конкурентным преимуществом».

Но пока в России электромобили не пользуются спросом. По данным компании «Рольф» на декабрь 2012 года, первый сертифицированный в России электромобиль Mitsubishi i-MiEV за полтора года был продан в России в количестве 85 экземпляров.