Toyota пережила катастрофу

Японский автогигант Toyota стал крупнейшим производителем автомобилей в мире

Сергей Гусаров
Компания Toyota в минувшем 2012 году смогла вернуть себе звание лидера мировой автомобильной промышленности. Автопроизводитель преодолел трудности, связанные с природными катастрофами в Японии и Таиланде и масштабными отзывными кампаниями в США, которые сильно пошатнули имидж марки.

По данным Toyota, компания в совокупности с дочерними марками реализовала в 2012 году 9,75 млн машин во всем мире, что оказалось выше прошлогоднего результата на 23%. Как сообщает американское издание Bloomberg, Toyota удалось обойти основных конкурентов в лице американского концерна General Motors (GM), который реализовал в 2012 году 9,29 млн машин (+2,9%), а также Volkswagen, чей результат продаж в минувшем году составил 9,07 млн машин (+11,7%).

В 2013 году руководство Toyota рассчитывает достичь отметки продаж в 9,91 млн автомобилей. В компании считают, что этому поспособствует снижение курса иены (благодаря дешевой национальной валюте зарубежные продажи Toyota выглядят более убедительно), а также рост спроса на автомобили марки в Китае.

При этом в Toyota готовы к снижению продаж в Японии, поскольку подстегнувшие продажи государственные субсидии на покупку машин на родном для марки рынке закончились в сентябре.

Компания Toyota стала крупнейшим автопроизводителем в 2008 году, сместив с этой позиции занимавший первое место в течение 77 лет концерн GM. Toyota продержалась на вершине до 2011 года, когда природные катастрофы в Японии и Таиланде вынудили компанию значительно сократить производство.

Нынешний глава Toyota Акио Тойода, внук основателя фирмы, возглавил марку в 2009 году, когда компания испытывала серьезные финансовые затруднения, связанные с понижением кредитного рейтинга агентствами Moody`s and Standard & Poor`s. Кроме того, финансовый кризис привел к 35-процентному падению продаж на крупнейшем зарубежном рынке сбыта для Toyota – США.

Кроме того, значительный урон имиджу Toyota был нанесен скандальной отзывной кампанией в США, затронувшей 12 млн машин в 2009—2010 годах. Причиной для проведения сервисной акции стала неудачная конструкция ковриков, которая предположительно приводила к застреванию педали газа и самопроизвольному ускорению, что могло спровоцировать ДТП. Кампания пошатнула имидж Toyota как компании, которая традиционно славится качеством и надежностью своей продукции.

Тем не менее в минувшем году компания увеличила свою долю на рынке США с 12,9 до 14,4% (2 млн машин), еще больше приблизившись к лидеру местного рынка, концерну General Motors (17,9%). В Японии рост спроса на продукцию Toyota оказался еще более заметным и достиг 35% (2,41 млн машин). Этому поспособствовал выход на японский рынок гибридной модели Aqua (Prius C за пределами Японии), которая попала под государственную программу поощрения покупки экономичных машин.

В Европе суммарные продажи Toyota достигли 837,9 тыс. машин (+2%). В компании связывают европейский рост с увеличением спроса на гибридные модели.

В общей сложности на зарубежные продажи марки в 2012 году пришлись 7,33 млн машин.

Примечательно, что компании Toyota удалось достичь столь высоких результатов, несмотря на падение продаж в Китае, вызванное территориальным спором между этой страной и Японией.

Для сравнения: основные конкуренты Nissan и Honda реализовали 4,94 млн (+5,8%) и 3,82 млн (+19%) машин соответственно, а российский автогигант «АвтоВАЗ» в сумме продал в минувшем году 537,6 тыс. машин.

В 2012 году компания наметила новый курс, перейдя от акцента на своих бестселлерах Camry и Prius к разработке более ярких и выразительных автомобилей.

Так, одним из наиболее успешных автомобилей 2012 года стало заднеприводное купе Toyota GT86 (также продающееся под маркой Subaru BRZ). Модель появилась в конце 2011 года и стала настоящим хитом ввиду своей доступной цены и признанных общественностью «драйверских» качеств.

На Детройтском автосалоне в начале 2013 года Toyota представила концепт под названием Furia, серийная версия которого, скорее всего, станет новым поколением наиболее популярной за историю марки модели Corolla.

По информации зарубежных СМИ, прототип Furia является «громадным скачком вперед» для Toyota. По сравнению с текущим поколением Corolla концепт-кар выполнен в спортивном стиле, более характерном для конкурентов в лице Mazda3 и Honda Civic. Дизайнеры Furia уделили внимание деталям – агрессивная решетка и «прищур» передней оптики делают экстерьер автомобиля весьма выразительным.

Кроме того, в конце января 2013 года представители компаний Toyota и BMW объявили о сотрудничестве двух марок в области разработки водородного спорткара, облегченных материалов и литиево-воздушных батарей.