Официально о начале отзывной кампании «АвтоВАЗ» объявил в четверг, 27 декабря. «В отдельных случаях выявлена потенциальная возможность выхода из строя блока управления системой надувных подушек безопасности», — говорится в сообщении концерна, поступившем в редакцию «Газеты.Ru». Таким образом, есть риск, что системы пассивной безопасности в момент ДТП могут не сработать. Речь идет о моделях Lada Granta в комплектациях «Стандарт» (модель 21906) и «Норма» (модели 21900, 21902, 21901), произведенные в период 27 мая — 30 сентября 2012 года. Концерн обязуется провести бесплатное сервисное обслуживание 45 348 автомобилей Lada Granta для перепрограммирования блока управления системы подушек безопасности.
«Это всего лишь предполагаемый дефект», — рассказали «Газете.Ru» в «АвтоВАЗе».
«Он был обнаружен в ходе испытаний машины. С точки зрения потенциальной опасности, естественно, если бы это было не опасно, мы бы не стали отзывать машины, поэтому в данном случае мы заботимся о наших клиентах. Для нас это принципиально и важно. Даже потенциальный дефект не должен действовать на наших покупателей, которые уже владеют автомобилем», — рассказал представитель компании.
В «АвтоВАЗе» подчеркнули, что исправление обнаруженного технического несоответствия займет один нормочас.
В рамках проведения отзывной кампании управление по организации послепродажного обслуживания «АвтоВАЗа» разослало предписание официальным дилерам Lada с указанием сервисных работ. Владельцам попавших под сервисную кампанию автомобилей разошлют официальное извещение, в котором им предложат пройти бесплатное техобслуживание в дилерском центре Lada. Кроме того, клиенты марки могут сами посетить сервисный центр для ускорения процесса.
Первой моделью Lada, которую «АвтоВАЗ» снабдил подушками безопасности водителя, в 2007 году стала Priora.
Впоследствии это оборудование появилось в топовой комплектации Lada Kalina, а в настоящее время компания оснащает подушками безопасности весь свой модельный ряд даже в базовых версиях.
Бюджетный седан Lada Granta, который начал продаваться в декабре прошлого года, уже отзывали для технического обслуживания: о проведении сервисной кампании по ремонту 600 экземпляров модели было объявлено 19 января 2012 года. Причиной отзыва стала недостаточная герметизация жгута проводов.
По замыслу «АвтоВАЗа», бюджетный седан займет нишу, в которой раньше находились классические модели компании, окончательно снятые с производства в 2012 году.
С момент своего появление модель несколько раз прибавила в цене, последнее подорожание произошло в конце октября текущего года. В настоящее время цены на модель варьируются от 259 до 406 тысяч рублей в зависимости от комплектации.
Несмотря на рост цены, Lada Granta уже стала бестселлером на российском рынке: за год были проданы 108 тысяч машин этой модели, причем во второй половине 2012 года Granta обошла другие модели «АвтоВАЗа» по количеству ежемесячных продаж.
Lada Granta стала первым массовым автомобилем на российском рынке, который оснащается автоматической коробкой передач. На Granta ставится четырехступенчатая АКПП. Поставщиком агрегата является японская фирма Jatco. Кроме того, в конце декабря стало известно, что Granta получит и новый 106-сильный бензиновый двигатель.
Практика сервисных кампаний появилась среди российских автопроизводителей сравнительно недавно. Пионером в этой области стал «АвтоВАЗ»: в 2002 году компания отозвала около 1 тысячи внедорожников «Нива» из-за серьезного дефекта гидроусилителя руля, который мог привести к потере управляемости и, как следствие, аварии.
Самая крупная сервисная кампания «АвтоВАЗа» прошла в апреле 2012 года. Под отзыв попали почти 100 тысяч автомобилей — 70 тысяч Lada Kalina и 24 тысячи Lada Granta. Причиной начала кампании стала возможность перетирания топливной трубки, но специалисты «АвтоВАЗа» утверждали, что жалоб на этот дефект от покупателей не поступало. До этого «АвтоВАЗ» отзывал 56 тысяч моделей Lada Kalina, Priora и Samara для исправления работы топливопроводов.
Еще одним крупным отзывом стала сервисная кампания в отношении 12 тысяч автомобилей Lada Priora, Kalina и 4x4 («Нива») из-за неисправного вакуумного усилителя тормозов, проведенная в 2010 году.
Аналитик из «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что отзывная кампания не окажет значительного воздействия на имидж «АвтоВАЗа».
«Никто никогда не считал «АвтоВАЗ» особенно высококачественным производителем, но сейчас компания работает над тем, чтобы этот имидж развеять.
Что касается отзывной кампании — понятно, что ничего хорошего в этом нет, но, с другой стороны, это достаточно распространенная мировая практика, поэтому страшного ничего в этом нет. Тем более что подушки безопасности им, скорее всего, поставляет кто-то еще. Я не думаю, что это как-то кардинально повлияет на имидж «АвтоВАЗа» или спрос на их продукцию», — пояснил эксперт.
Кроме того, специалист считает, что практика отзывных кампаний получит распространение в России. «Я думаю, что эта схема приживется, потому что российским компаниям некуда деваться, им придется так или иначе перенимать западные стандарты», — рассказал Беспалов.