Минпромторг рассматривает два основных варианта производства представительского лимузина, который может стать основным служебным автомобилем для высших чиновников вместо используемых ими сейчас люксовых «Мерседесов». Об этом в среду заявил глава ведомства Денис Мантуров. Первый проект готовит ГАЗ, а второй — институт НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) совместно с компанией Marussia Motors («Маруся Моторс»). Последняя была основана в 2007 году известным шоуменом и автогонщиком Николаем Фоменко. Предприятие уже разработало и запустило в производство три модели, однако оно носит штучный характер.
«У каждого из предложенных вариантов есть бюджетная и внебюджетная составляющая, — заявил Мантуров. — Если с ГАЗом, то будет чуть раньше, но там используются готовые шасси уже существующих зарубежных моделей в симбиозе с нашими. Если вариант с «Марусей», то это будет дороже и по срокам чуть дальше, начало первого производства — с 2015 года».
По словам Мантурова, в последнем варианте предусматривается выпуск не только лимузина, но и микроавтобуса и внедорожника. При этом автомобили придется создавать с нуля, и их серийное производство запланировано к 2017 году.
«Окончательный вариант будет определять руководство нашей страны. Я надеюсь, что в первом квартале следующего года будет окончательно принято решение, по какому сценарию идти», — заявил министр.
Оценивая объемы предстоящего финансирования, Мантуров сообщил, что если использовать готовые модели в симбиозе с ГАЗом, то сумма составит около 4 млрд рублей, вариант «Маруси» будет стоить около 15 млрд рублей. Ранее различные источники сообщали, что на программу «Кортеж», которая предусматривает создание нового президентского лимузина, может быть выделено до 1 млрд евро.
Примечательно, что в своем заявлении Мантуров не упомянул о лимузине ЗИЛ-4112Р, который якобы сейчас разрабатывается на столичном предприятия.
О прототипе автомобиля минувшей осенью несколько раз рассказывали центральные СМИ, в том числе государственные каналы. Новый лимузин позиционировался как один из главных претендентов на право перевозить первых лиц государства. Модель была разработана компанией «Депо-ЗИЛ», которая с 2004 года тесно сотрудничает с заводом. Буква «Р» в названии модели отображает роль покойного учредителя компании «Депо-ЗИЛ» Сергея Рожкова. Получив ряд существенных новшеств и усовершенствований, в целом прототип лимузина внешне мало чем отличается от предыдущих поколений, которые использовались еще руководством СССР.
Источник, знакомый с ходом реализации программы «Кортеж», сообщил «Газете.Ru», что заявление Мантурова может означать выход ЗИЛа из борьбы за право разработать президентский лимузин. Оказалось, что ЗИЛ уже много лет не выпускает свои собственные модели.
«Позиции ГАЗа выглядят гораздо предпочтительнее хотя бы потому, что именно там собирались открытые лимузины ЗИЛ-410441, которые в последние годы использовались во время Парада Победы министром обороны,
— комментирует источник. – В 2010 году было выпущено три таких автомобиля, и, несмотря на формальную принадлежность, их полностью сделали в Нижнем Новгороде, где еще с советских времен сохраняются определенные мощности. Насколько я знаю, при необходимости ГАЗ может быстро наладить серийную сборку подобных автомобилей, причем не только собственной разработки, но и других марок, как с тем же «ЗИЛом». Что касается нынешних разработок московского завода, то, по моим данным, готового автомобиля, соответствующего всем требованиям, там пока нет».
Если не брать в расчет партию из трех машин 2010 года и еще один автомобиль, собранный тем же ГАЗом в прошлом году, последние лимузины на ЗИЛе были выпущены в начале 2000-х.
Высокопоставленный собеседник «Газеты.Ru» в Минпромторге РФ подтвердил, что головное предприятие ЗИЛ сейчас ничего не производит. Когда с конвейера завода последний раз сходил лимузин, чиновник вспомнить не смог. «Это было очень давно», — констатировал он.
Еще один собеседник «Газеты.Ru» в ведомстве подчеркнул, что говорить об отказе от того или иного проекта пока преждевременно. «До выбора окончательного варианта впереди еще несколько месяцев, и за это время все может измениться, — отметил он. – Что касается заявления министра, в котором не был упомянут «ЗИЛ», то оно было сделано прямо перед президентским посланием и в такой обстановке, что он мог просто забыть его назвать».
Пресс-секретарь управделами президента России, которое заведует президентским гаражом, Виктор Хреков комментировать перспективы как проекта «ЗИЛа», так и всей программы «Кортеж» целиком отказался.
В пресс-службе «ГАЗа» вопросы разработки нового лимузина также предпочли оставить без комментария. Тем временем источник на предприятии сообщил «Газете.Ru», что никакой официальной информации на этот счет не будет до тех пор, пока правительство не сделает свой окончательный выбор. «Мы свои предложения представили», — пояснил источник. Между тем отсутствие среди упомянутых Мантуровым претендентов «ЗИЛа» стало для нижегородского предприятия сюрпризом.
«Мы тоже удивились, что были названы только два проекта», — заявил собеседник.
Отказались комментировать ситуацию и в пресс-службе НАМИ. «К сожалению, никаких комментариев на этот счет мы пока дать не можем», — пояснил пресс-секретарь института Андрей Гармай.
«Мы полностью подтверждаем заявление Дениса Мантурова по срокам реализации и стоимости проекта, — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь компании «Маруся Моторс» Михаил Жарков. — У нас есть хорошее конструкторское бюро, есть большой опыт конкретной работы по разработке и созданию автомобилей.
В России не так много автокомпаний, способных разработать такой автомобиль, поэтому в правительстве предложили и нам вместе с НАМИ также поучаствовать в конкурсе».
Он не стал комментировать техническую сторону представленного проекта и не сообщил, насколько сильно проект «Маруси Моторс» отличается от уже существующих отечественных лимузинов.
Сейчас автомобилем президента РФ является бронированный Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Машина оснащена мотором меньшего, чем у российского аналога, объема, но мощность у немецкого двигателя выше — 5,5 л и 517 л.с. соответственно. При этом масса одной брони автомобиля составляет около 2,1 т, но упомянутый ранее силовой агрегат обеспечивает лимузину высокие динамические характеристики – 8,4 секунды до «сотни» с максимумом 285 км/ч. Стоимость одного такого автомобиля в Германии составляет около 900 тыс. евро (36,6 млн рублей). Российская цена с учетом пошлин увеличивается на 25%.