Новоиспеченный автовладелец Николай Медведев рассказал «Газете.Ru», что новый Volkswagen Polo он приобрел 10 июля у официального дилера немецкой компании в Тамбове «ТТЦ-Авто». Медведев полностью оплатил покупку — 514,9 тыс. рублей, что подтверждается договором купли-продажи, квитанциями и приходным кассовым ордером. Медведев получил автомобиль без оригинала паспорта технического средства (ПТС), который, согласно договору, должен был быть ему передан в течение 21 дня после полной оплаты автомобиля.
Однако в установленный срок компания документы на машину не передала. «Я подал претензию на имя гендиректора ООО «ТТЦ-Авто» Александра Алешкина по несоблюдению условий заключенного договора купли-продажи, — рассказывает Медведев. — Претензия была зарегистрирована коммерческим директором «ТТЦ-Авто» и заверена подписью. Однако ответа до сих пор не получили. Зато кормили обещаниями, что вот-вот возьмут очередной кредит и со всеми расплатятся.
1 сентября я обратился в суд с требованием вернуть ПТС и выплатить небольшую компенсацию за моральный ущерб, но рассмотрение дела все время переносится из-за неявки представителей дилера.
Очередное заседание будет только 10 декабря. Хотя, насколько я знаю, тем автовладельцам, которые все-таки выиграли у «ТТЦ-Авто» свои дела в суде, до сих пор ничего так и не выдали».
По словам владельца, в отсутствие ПТС он не может поставить машину на учет, а следовательно, и не имеет права на ней ездить. «Я не могу использовать автомобиль по прямому назначению уже пять месяцев», — говорит автовладелец. Медведев утверждает, что в автосалоне ему не дают внятных объяснений и не говорят, когда передадут документы: ждать, по словам сотрудников компании, возможно, придется еще до полугода.
Пытаясь получить ПТС, Медведев обращался в различные инстанции, но ни тамбовский губернатор Олег Бетин, которому, по словам Медведева, пострадавшие автовладельцы писали письма, ни полиция, ни компания «Фольксваген Груп Рус» (ФГР), головной офис бренда в России, по его словам, помочь пока не смогли.
Связывает это пострадавший в том числе и с тем, что сам Александр Алешкин является главой депутатской группы «Справедливая Россия» в городской думе Тамбова, а его старший брат, один из лидеров тамбовского отделения «Единой России», Сергей Алешкин возглавляет комитет по законодательству областного парламента. Также в областной думе заседает и отец обоих братьев Александр Алешкин, один из лидеров тамбовского отделения «Справедливой России», чья фракция не представлена в местном парламенте.
«Сейчас планируем обратиться в администрацию президента России или Следственный комитет. Вся надежда на Москву. Это же явное мошенничество», — негодует автовладелец.
Проблемы с выдачей документов возникли у «ТТЦ-Авто» из-за серьезных финансовых проблем: дилер имеет многомиллионные задолженности перед банками. По словам Медведева, «в городе знают, что у Алешкина огромный долг».
«Проблемы с салоном начались еще в мае, именно тогда они перестали выкупать ПТС у завода, однако деньги продолжали брать и в сентябре», — добавляет он.
Примечательно, что именно в мае этого года «ТТЦ-Авто», работающее с 2009 года, получило статус официального дилера Volkswagen. Тогда на торжественной церемонии в салон приехал мэр Тамбова Алексей Кондратьев, а также один из топ-менеджеров российского подразделения компании, глава марки «Volkswagen Коммерческие автомобили в России» Михаил Семенихин.
Одному из руководителей тамбовской компании вручили пилон дилерского центра, как символ доверия и надежного партнерства. «Присвоение нам статуса официального дилера, открытие постоянного официального дилерского центра означает, что Volkswagen полностью, окончательно и бесповоротно взял нас в свою семью, и мы счастливы, что являемся частичкой такой огромной махины», — цитирует одного из руководителей «ТТЦ-Авто» Александра Саликова ГТРК «Тамбов».
«Все это напоминает пирамиду, — продолжает Медведев. — Чтобы покупатель получил ПТС, нужно отправить деньги в Москву, а берутся они за счет следующих покупателей. То есть, грубо говоря, чтобы мне вернули ПТС, нужно, чтобы кто-то после меня купил машину, и тогда за счет этого дилер сможет расплатиться за мой документ. В конце концов пирамида лопнула, а мы у разбитого корыта».
Случай с Медведевым далеко не единственный. По данным автовладельца, в подобной ситуации оказались около 50 клиентов «ТТЦ-Авто».
В интернете автовладельцы также жалуются на то, что компания не выдает ПТС. «Насколько я знаю, точно такие же истории уже были с дилерами в Липецке, Казани, Новосибирске, — говорит Медведев. — Они открывают официальный дилерский центр, тот разоряется, а они снова наступают на те же грабли. К нам приезжал их адвокат Дмитрий Клеточкин, собрал наши документы и не выходил на связь. Я позвонил ему сам, и он сказал, что пока ничего не решено. Нужно ждать, когда новый владелец выкупит дилерский центр. То есть они ждут, что новый покупатель выкупит компанию с долгами».
«Да, проблемы с выдачей ПТС действительно есть, — рассказал «Газете.Ru» менеджер отдела продаж «ТТЦ-Авто» Сергей Чернецкий. — В компании возникли финансовые трудности. У руководства есть крупные долги по кредитам. В связи с этим и возникла большая задержка по выдаче документов: люди не то что с июля — с мая не могут получить оригиналы ПТС. Но сейчас это проблема решается.
Дилерский центр в Тамбове продается, сейчас проходят торги, и, как только у компании появится новый владелец, все клиенты обязательно получат на руки свои ПТС.
Желающих приобрести «ТТЦ-Авто» достаточно много, но конкретных претендентов я назвать не могу. Думаю, сделка будет закрыта в течение декабря».
По словам Чернецкого, слухи о том, что директор компании Александр Алешкин скрывается от кредиторов за границей, не соответствуют действительности. «В августе он уезжал отдыхать в Италию, как и все, поэтому пошли такие слухи. Но сейчас он здесь, я его вчера видел», — рассказал менеджер.
В головном офисе Volkswagen в Москве в курсе сложившейся ситуации.
«Представители Volksvagen в России выезжали в Тамбов, чтобы на месте составить полный перечень покупателей, которым не передан ПТС, и связаться с каждым индивидуально, — рассказал «Газете.Ru» пиар-менеджер Volkswagen Андрей Гордасевич. — Автомобили, которые находились в салоне «ТТЦ-Авто», по факту принадлежали ФГР. Поэтому у дилера на руках и были только копии ПТС. Оригиналы мы отправляем дилеру после оплаты им автомобилей, поскольку именно тогда к дилеру переходит право собственности. То есть дилер продал клиентам автомобили, которые ему не принадлежали.
На данный момент мы прекратили поставку автомобилей «ТТЦ-Авто» и организуем процесс передачи ПТС клиентам. Дилер отключен от всех систем заказа автомобилей».
По словам Гордасевича, подобные неприятные истории ранее уже происходили, в том числе и с другими автопроизводителями. ФГР шла навстречу клиентам и выдавала им ПТС на приобретенные машины, невзирая на то, что они не были оплачены дилером.
Ситуации, в которых дилер продавал не принадлежащие ему автомобили, являются случаями мошенничества, к которым ФГР не имеет никакого отношения.
Несмотря на это, мы неоднократно доказывали лояльность своим клиентам, даже не будучи связанными с ними отношениями правового характера: ведь договоры купли-продажи в подобных случаях заключались между покупателем и дилером».
По словам Гордасевича, в процессе отбора кандидатов на дилерство учитывается множество различных показателей, включая финансовую состоятельность компаний-претендентов. «ТТЦ-Авто» прошел технический аудит и начал свою работу из временного дилерского центра 26 мая 2009 года. В 2012 году был построен постоянный дилерский центр (на открытии этого нового салона как раз и присутствовал г-н Семенихин). В случае с «ТТЦ-Авто» речь не идет о новом дилере, речь идет о партнере, который значительное время демонстрировал нормальные показатели в своей бизнес-деятельности».
Связаться с самим Александром Алешкином в пятницу не удалось.
«Мошенничества при продаже автомобилей в салонах очень распространены, и такие ситуации еще не самые вопиющие,
— сказал «Газете.Ru» юрист, председатель всероссийского общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Геннадьевич Аншаков. — Если человек покупает машину у официального дилера, это не значит, что тот через месяц не объявит себя банкротом. Нередко автосалоны, к которым накопилось много претензий, просто меняют юридическое лицо, добавляют в свое название «+» и, продолжая сидеть в том же месте, прежние претензии уже не принимают.
По его словам, недобросовестные дилеры нередко умышленно банкротят сами себя. «Они сами в своем балансе показывают, что должны кому-то, какой-то своей фирме. Таким образом искусственно образуется долг, и та вторая их фирма банкротит первую», — объясняет Аншаков.
Он считает, что потребитель при выборе салона должен искать не те компании, где дешевле, а те, у которых хорошая репутация.
«Достаточно посмотреть отзывы, и все сразу становится понятно. А у нас нашли на сто рублей дешевле, и все ломятся туда, — говорит эксперт. — Здесь нужно обязательно подавать в суд, добиваться обеспечительных мер на банковский счет или имущество. Без этого никак. Хотя с судебными приставами порой возникают проблемы, работать они не хотят, и решения часто не исполняются». По его мнению, появлению недобросовестных автодилеров способствует безнаказанность мошенников. «Никого не сажают, и это чувствуют нечистые на руку дельцы. Без посадок тут не обойтись», — считает Аншаков.