Роботы спасут водителей друг от друга

В США продолжат исследования по безопасности автомобилей с автопилотом

Александр Уклеев
Администрация президента США начинает программу, направленную на повсеместное внедрение беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. По данным чиновников, 90% аварий происходят по вине водителей — роботизированные машины могут сократить количество ДТП в разы. Время реакции робота в 10 раз быстрее, чем у водителя. В России такие автомобили бесполезны, признают ученые.

Национальная администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA) объявила о планах по запуску новой исследовательской программы, которая поможет определить, насколько безопасны автоматические автомобили, которые могут передвигаться самостоятельно, без помощи человека.

NHTSA Дэвид Стрикленд, слова которого передает Associated Press, уверен, что автомобили без водителя спасут тысячи жизней на дорогах США. «Автомобили, в управлении которых не участвует человек, помогут снизить количество автоаварий с человеческими жертвами. У нас есть шанс спасти тысячи жизней, если мы ускорим внедрение автоматических машин на дороги страны», — заявил Стрикленд. По данным NHTSA, 90% аварий происходит по вине водителя.

По словам Стрикленда, сейчас ведутся переговоры по созданию беспилотного автомобиля на базе шведского автопроизводителя Volvo. В здании шведского посольства в Вашингтоне встречались представители Volvo и компании Google, оборудование которой позволяет автомобилю ездить без помощи водителя.

Стрикленд также заявил, что большинство автопроизводителей работают над созданием машины без водителя. В трех штатах США — Невада, Флорида и Калифорния — уже разрешено тестировать беспилотники на дорогах общего пользования. Сразу в нескольких соседних штатах идут переговоры с властями о возможности тестирования самоходных автомобилей на обычных дорогах.

«Мы уверены, что итогом наших исследовательских программ, совместной работы автопроизводителей и ученых станет массовое распространение таких автомобилей на дорогах страны», — заявил Стрикленд.

Однако Стрикленду неизвестно, когда правительство может предложить стандарты безопасности для самоходных машин. По его словам, написание новых ПДД потребует от правительства полностью пересмотреть критерии оценки дорожной безопасности.

Основатель Google Сергей Брин считает, что массовое распространение таких автомобилей значительно упростит жизнь автомобилистам, особенно людям с ограниченными возможностями.

«Автопилот будет полезен для слабовидящих, пожилых людей, которым тяжело управлять автомобилем в силу возраста», — сказал Брин.

Также бизнесмен добавил, что на беспилотнике можно ездить в состоянии алкогольного опьянения.

Основная задача компании на этом направлении – сотрудничество с крупными автопроизводителями. По его словам, в экспериментах Google сейчас участвуют шесть автомобилей Toyota Prius и одна Audi TT. За два года эти автомобили проехали в общей сложности более полутора тысяч километров в автономном режиме в условиях обычного дорожного движения.

Инженеры Volvo объявили, что в 2014 на машины марки будут устанавливаться система помощи движения по пробкам. Благодаря ей автомобиль может следовать за впереди идущей машиной, ориентируясь на ее габариты, на скорости до 50 км/ч. В компании считают внедрение такой системы еще одним шагом на пути к созданию машин с автопилотом. По словам старшего вице-президент Volvo Питера Мертенса, необходимость в таких автомобилях в обществе назрела давно.

Основной элемент системы беспилотника от Google — это лазерный дальномер, который установлен на крыше автомобиля. Устройство излучает 64 лазерных пучка, что позволяет создать детальную 3D карту окружающей среды. Затем робот объединяет эти измерения с картами высокого разрешения и создает различные модели данных. Это позволяет автомобилю самостоятельно передвигаться, объезжая препятствия и не нарушая правила дорожного движения. На переднем и на заднем бамперах робомобиля стоят по два радиолокатора. Они помогают машине анализировать ситуацию на больших расстояниях, для того чтобы ехать по автострадам с большой скоростью. Камера под лобовым стеклом, рядом с зеркалом заднего вида, считывает сигналы светофора. Сенсор GPS и датчик положения колес определяют местоположение автомобиля и следят за его движением.

За время тестов серьезных происшествий с самоходными автомобилями не происходило, за исключением одного случая.

В августе прошлого года неподалеку от штаб-квартиры Google «Тойота» с автопилотом врезалась в одного из своих собратьев. Представители компании тут же поспешили заявить, что ДТП произошло по вине человека: находившийся за рулем сотрудник компании временно взял на себя управление автомобилем, отключив автопилот.

Между тем технологии беспилотного управления автомобилями разрабатывает не только Google и Volvo, но и крупнейшие автокомпании мира — BMW, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Mercedes, Nissan, Toyota и другие. Крупнейший автоконцерн мира Volkswagen провёл демонстрацию технологии Temporary Auto Pilot (временный автопилот) на базе двухлитрового турбодизеля Volkswagen Passat. Водитель автомобиля может активировать эту функцию на свободных участках дороги, чтобы немного передохнуть. Автопилот Volkswagen работает при движении на магистралях со скоростью до 120 км/ч. В компании уверяют, что эта система практически доработана и готова к установке на серийные автомобили.

Разработка Volkswagen — это усовершенствование уже существующих технологий, которые ставят на серийные автомобили не первый год. Среди них адаптивный круиз-контроль и система слежения за полосой движения, которые объединены в единый комплекс. Volkswagen с автопилотом может ехать по своей полосе движения, держа дистанцию, и в случае необходимости притормаживать, учитывая скорость движение впереди идущей машины. Автомобиль сканирует дорожные знаки и в соответствии с этим регулирует скоростной режим. Но даже такая напичканная электроникой машина без участия человека не сможет проехать из одного места в другое.

Тем не менее примеры практического применения беспилотных автомобилей уже есть. В лондонском аэропорту Хитроу курсируют 22 беспилотных электромобиля, которые возят пассажиров от терминала к парковке, преодолевая расстояние в два километра. Каждый микроавтобус перевозит максимум шесть человек с багажом. Беспилотные машины ездят по специально отведенным полосам, что практически исключает аварии. Остановок «по требованию» самоходные маршрутки не делают, и выйти можно только в специально отведенных местах, максимальная скорость такого транспорта составляет 40 км/ч.

Отечественные ученые уверены, что в России беспилотный автомобиль в ближайшие 30 лет не приживется.

Заместитель заведующего кафедры «автомобили» Университета машиностроения МАМИ Павел Красавин рассказал «Газета.Ru», что на Дмитровском полигоне уже проводились тесты беспилотника, которые показали, что в условиях российских дорог такая машина бесполезна.

«Эти автомобили на наших дорогах не работают, потому что не читаются разметка и дорожные знаки, которые у нас покрыты грязью. Загрязненность и плохое качество не позволяют роботу их считывать. Как только робот получает неоднозначную информацию, автомобиль встает и дальше не едет», — пояснил ученый.

По его словам, за последние 30 лет дороги в России лучше не стали, и прогнозы развития улично-дорожной сети не позволят в обозримой перспективе внедрять беспилотники. Однако эксперт уверен, что робот за рулем надежнее, чем человек. «У робота время реакции гораздо быстрее, чем у человека. У водителя время реакции от 0,3 до 1,5 секунд, это большой диапазон. Робот же реагирует через 0,1 секунды», — рассказал Красавин.