В подмосковном Красногорске на перекрестке улиц Октябрьской, Маяковского и Речной действует схема кругового движения, которая, по мнению правозащитников, грубо нарушает ГОСТы и СНиПы (строительные нормы и правила). По официальной версии, такая схема была введена с целью снизить аварийность на этом участке. Но с тех пор новая развязка спровоцировала путаницу среди участников движения и превратилась в регулярное место дежурства инспекторов ДПС. Сотни введенных в заблуждение автолюбителей уже лишились здесь водительских прав.
«Синие ведерки» о круговой ловушке
Первыми на странное круговое движение в Красногорске обратили внимание активисты движения «синие ведерки». «Этот перекресток всегда был аварийным, — рассказал «Газете.Ru» координатор движения Петр Шкуматов. — Но то, что сделано в итоге, не имеет никакого отношения к безопасности движения. Люди не ожидают там увидеть никакого кругового движения. Едешь по улице, она идет прямо. Висит знак «Круговое движение», но где оно, куда надо ехать — вообще непонятно. В итоге безопасность проезда этого места оказалась только уменьшена, потому что одни водители, кто там впервые, не ориентируются в перекрестке и едут прямо, а местные, напротив, ожидают, что все будут ехать, как положено по знакам. В результате аварийность на этом участке, по словам людей, которые там живут, только увеличилась, и ДТП там происходят постоянно». По данным «синих ведерок», даже «Яндекс.Навигатор» прокладывает маршрут прямо по Октябрьской улице, без заезда на круг.
Активист утверждает, что сложившейся ситуацией пользуются нечистоплотные сотрудники ГИБДД, для которых этот перекресток стал настоящей «кормушкой».
«Они стоят за перекрестком и просто «стригут купоны». Тариф у них, по неофициальным данным, низкий — 5000 рублей, поэтому люди предпочитают откупаться и считать, что им повезло.
За встречку такие деньги — это бесплатно (согласно КоАП, выезд на полосу встречного движения карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. — «Газета.Ru), — утверждает Шкуматов. — Вместо того чтобы повысить безопасность, установить светофоры, нанести разметку, все сделано так, что многие водители в итоге лишаются прав».
Шкуматов считает, что на этом участке необходимо четко обозначить полосы движения как на перекрестке, так и вокруг клумбы, повесить знаки и поставить светофоры на улицах Октябрьской и Маяковского.
По его мнению, круговое движение в данном месте вообще не нужно.
«И вообще круговое движение — это когда полосы, по которым едут машины, должны быть замкнуты и представлять собой круг или овал. Мы сделали замеры, согласно которым на этом перекрестке помещается максимум три полосы кругового движения. То есть получается, что этот небольшой участок на Октябрьской улице вообще не предназначен для движения, — объясняет активист. — Это как островок безопасности. Есть нормы, согласно которым этот кусок должен быть закрашен полосатой разметкой, и, таким образом, это не выезд на встречку, а нарушение расположения транспортного средства на проезжей части».
Шкуматов утверждает, что на перекрестке нарушен пункт 5.10 СНиПа «Автомобильные дороги». Он гласит: «Наименьший радиус кривых при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий в одном уровне следует принимать по категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания: при съездах с дорог IV, V категорий — 15 метров». «Этот пункт означает, что вы должны въезжать на это круговое движение по закруглению. Но самое главное: направление движения должно быть обозначено либо разметкой, либо еще как-то. Но даже если вы будете въезжать по закруглению, то там будет максимум две полосы. Все остальное — это уже островки безопасности, но никак не встречка», — поясняет Шкуматов.
Кроме того, активист утверждает, что нарушено требование 2.1 того же СНиПа. Оно гласит: «Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей…». «Вот этот принцип зрительного ориентирования, когда вы понимаете, куда вам ехать или куда вам не ехать, здесь нарушен», — объясняет он.
Как только «синие ведерки» обратили внимание на этот перекресток, оказалось, что он далеко не единственной в своем роде:
«Таких мест оказалась тьма — в Королеве, еще в нескольких городах. Там специально организовано все таким образом, что люди попадают на встречку, продолжая прямолинейное движение».
При этом по нормам этого же СНиПа, вообще запрещено организовывать круговое движение там, где нет радиуса закругления, то есть когда вы едете и видите, что дорога уходит вправо и начинается круговое движение, а не так, что вы едете прямо, затем 20 метров встречки и опять все нормально.
По неофициальной информации Шкуматова, в этом месте водительских прав лишились уже сотни водителей. «Хотя я думаю, что за несколько лет этой вакханалии там уже за тысячу перевалило. А сколько людей лишилось пяти тысяч — это даже не посчитать», — добавил он.
Жертвы «ловушки»
Проехав по Октябрьской улице без заезда на круг, автомобилист Фарида Нирова попала в руки сотрудников ГИБДД. В четверг, 20 сентября, в 97-м судебном участке Красногорского мирового суда, который рассматривает ее дело по факту выезда на встречную полосу, пройдет уже третье заседание — женщина решила до последнего бороться за свои водительские права.
«Это было 13 июля, — рассказала «Газете.Ru» Фарида Нирова. — Я ехала от врача и вместо хорошо знакомой мне Речной улицы решила в первый раз поехать по идущей параллельно Октябрьской. Перекресток с улицей Маяковского имеет к этим двум дорогам одинаковое отношение, и я, как обычно делала на Речной, проехала его прямо. Уже за перекрестком меня остановили сотрудники ГИБДД, которые объяснили мне, что я проехала знак кругового движения и, следовательно, выехала на встречную волосу».
По словам женщины, перед выездом на перекресток она ехала очень медленно: из-за припаркованных на Октябрьской улице машин разъехаться встречным потокам там непросто. «Там абсолютно невозможно сориентироваться, особенно если едешь в первый раз. Выезжаешь на перекресток, там ни разметки, ни круга как такового: клумба находится с правой стороны в 20 метрах, и за припаркованными машинами ее толком не видно», — объясняет она. Никакого знака о приближающемся круговом движении она не увидела.
По ее словам, инспектор ДПС не стал вдаваться в подробности и объяснять, почему в этом месте применяется именно такая схема движения.
«Он объяснил, что ему надо сдавать план по нарушениям, и начал составлять протокол.
Также он сетовал на то, что на этом перекрестке постоянно случаются аварии, а вы, водители, не соблюдаете ПДД», — продолжает Фарида.
Чувствуя себя не очень хорошо, женщина подписала заполненный протокол, но потом решила во всем разобраться. «Я сначала ему поверила на слово, но засомневалась. Я нашла целый форум в интернете по этому перекрестку с аналогичными жалобами, почитала и спустя несколько дней решила снова туда поехать.
Приезжаю, а знака 4.3 «Круговое движение» перед кругом нет. Разметки тоже никакой не было», — рассказывает она.
Женщина считает, что перед встречной полосой необходимо установить знак «проезд запрещен». «Я общалась с инструктором в автошколе, он бывший майор полиции и специалист по организации дорожного движения, и он говорит, что должен стоять «кирпич».
Мировой суд, где рассматривается административное дело Фариды, не стал спешить с решением и вызвал в суд самого инспектора. «Он сказал в суде, что знак о круговом движении там был и что они не составляют материал, пока не убедятся в его обоснованности, — говорит Нтрова. — Я писала ходатайство о запросе в ГИБДД дислокации схемы дорожного движения, которая показывает, какими именно знаками и разметкой должен быть оборудован перекресток. Выяснилось, что там очень много несоответствий. Утверждена она была еще в 2001—2002 году, но на сегодняшний день документ, по сути, не имеет силы, потому что и ПДД менялись с тех пор, и по нормативам такая дислокация должна пересматриваться не реже чем раз в три года. Кроме того, я абсолютно не понимаю, как на этой старой схеме обозначено круговое движение, хотя даже сам судья признает, что такое движение ввели на этом участке где-то полтора года назад. Если изменения не утверждены, то знаки стоят незаконно и меня вообще судят ни за что».
Фарида считает, что на этой схеме есть и другие несоответствия, идущие вразрез с ГОСТами. «На каждом въезде на перекресток должен быть установлен знак «Круговое движение». Но там этого нет. Лишь при съезде с Речной улицы он имеется, но висит ребром на столбе городского освещения. По ГОСТу он должен висеть прямо и должен быть определенным образом закреплен», — говорит автолюбительница.
По ее словам, на Октябрьской улице перед перекрестком такой знак с 1 сентября все-таки установили.
«Даже сам судья признает, что сам там ездил в августе и никакого знака не видел, — отметила женщина.
— Он, с одной стороны, согласен, что на перекрестке этом и ситуация аварийная, и машинами все заставлено так, что ничего не видно, но в то же время он не может определиться, потому что доказательств наличия или отсутствия знака в тот момент, когда я проезжала, нет.
На последнем заседании мы сделали запрос о предоставлении информации о наличии там знака 13 июля. В четверг на него ответ должен прийти. Если его не будет, то судья уже будет решать на свое усмотрение».
На форуме сайта dtp-pdd.ru, о котором упоминала Фарида, пользователи обсуждают несколько идентичных правонарушений на том же самом месте. Автор темы, пользователь garryk78, зимой этого года с улицы Октябрьской, не заезжая на круг, сразу свернул налево, на улицу Маяковского. Сотрудники ДПС квалифицировали его нарушение по ч. 4 ст. 12.14 КоАП РФ с формулировкой «выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на перекрестке с круговым движением в нарушение знака 4.3». В итоге спустя два месяца он смог доказать в суде свою правоту: нарушение было переквалифицировано на ч. 2 ст. 12.16 — «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги». Это нарушение предусматривает уже не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Позиция ГИБДД
«Газете.Ru» удалось пообщаться с сотрудником ГИБДД Красногорска, хорошо знакомым с ситуацией. «Ни официально, ни по телефону участники дорожного движения в органы ГИБДД по этому поводу не обращались. Владельцем дороги — «Мосавтодором» — дорожные знаки и разметка установлены в полном объеме и в соответствии с утвержденной проектной документацией, — заявил собеседник в ведомстве, пожелавший сохранить анонимность. — Но если сказать больше, то мы в курсе ситуации. Нами подготовлены предложения по реорганизации движения на данном участке с целью снижения аварийности и увеличению пропускной способности перекрестка».
По словам собеседника «Газеты.Ru», эти предложения были направлены в «Мосавтодор» как раз накануне — 18 сентября. «Теперь будем ждать ответ. Решение принимают они. Организация движения на перекрестке на сегодняшний день не отвечает требованиям действительности, прежде всего в части интенсивности движения.
Мы предлагаем обустроить дорогу таким образом, чтобы не создавалось ошибочного мнения, куда можно ехать, а куда нельзя», — добавил он.
Полицейский признался, что лично он все знаки хорошо видит и прекрасно знает, куда надо ехать на Октябрьской улице. «Но очень многие на них вообще не смотрят. Их оформляют, они потом идут, сшибают знаки, фотографируют и предъявляют в суде фотографии с отсутствующими знаками. Это реальные примеры из жизни, — сетует наш источник. — Чтобы этого избежать, чтобы дорога читалась как книга, мы направили свои предложения. Итоговое решение может быть любое.
Но без кругового движения там все равно никак не обойтись.
Возможно, на перекрестке придется что-то изменить, добавить, возможно, появится новая разметка в целях канализирования потока машин. Также не исключено обустройство островков безопасности и появление светофоров».
Юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Марат Бикбов считает, что даже если Фариду Нирову не лишат прав из-за неправильно оборудованного перекрестка, это не станет руководством к действию судьям по аналогичным делам. «У нас нет никакого общего решения, которое как-то влияет на права других лиц, — сказал он «Газете.Ru». — Только решения по конкретным делам. Если суд когда-то признает, что перекресток оборудован неправильно, то это вовсе не значит, что нарушения правил не было. Надо, чтобы каждое конкретное лицо, в отношении которого было вынесено постановление, было признано невиновным. Если будет создан прецедент и судья не станет лишать человека прав, удостоверившись, что перекресток оборудован неправильно, то при написании надзорных жалоб другими водителями это может как-то способствовать».