Одним из регионов-передовиков в ликвидации постов ДПС стала Ульяновская область, где почти все они были упразднены еще в 2010 году. Месяц назад в регионе закрылся последний такой пост, располагавшийся недалеко от моста через Волгу. Как повлияло упразднение постоянных постов, «Газете.Ru» рассказала начальница Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения управления ГИБДД по Ульяновской области Светлана Яшнова.
«Решение о закрытии стационарных постов ДПС было принято на федеральном уровне в 2009 году в рамках реформы полиции. Тогда штатная численность личного состава МВД была сокращена на 10–12%, а на следующий год еще на 10%. В этой ситуации поступило указание оптимизировать структуру ДПС. Сначала сокращали посты на дальних подъездах к городам, потом взялись и за всё остальные, -— рассказывает Яшнова.
— Для круглосуточного обслуживания одного стационарного поста ДПС ежемесячно необходимо минимум 25 человек. В этом случае при нынешней штатной структуре нам бы пришлось высвобождать людей с патрулирования улиц, с других важных участков, где сотрудники полиции приносят ощутимо больше пользы».
По мнению представителя УГИБДД, с функцией постов ДПС вполне справляются мобильные патрули. «Если водителю надо что-то оформить, если нужно проверить его по базам, все это можно без проблем сделать в полицейской машине, и в этом отношении качество обслуживания населения ничуть не снизилось, — считает Яшнова. — Мы проводили анализ, изучали статистику и пришли к выводу, что КПД мобильных постов выше, чем у стационарных. Все водители хорошо знали о расположении стационарных постов, поэтому при необходимости просто объезжали их стороной».
Освободившиеся здания постов в Ульяновской области пока законсервированы, но в местном УГИБДД не исключают, что им может быть найдено новое применение. «При необходимости их можно использовать при выездных рейдах, проводить в них встречи с гражданами или как-то приспособить под нужды участковых», — рассуждает Яшнова.
Пока в одних регионах стационарные посты ДПС уже остались в прошлом, в других, например, в республиках Северного Кавказа, об этом пока речь не идет, а в Москве приступают к их ликвидации. Среди нескольких десятков столичных постов закрыто пока всего несколько. В понедельник руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский опубликовал список из 18 столичных постов ДПС, которые, по его информации, будут закрыты в ближайшее время. Таким образом, количество постов, по его данным, может сократиться до 31, то есть больше чем на треть. Впрочем, пока в столичном ГИБДД предпочитают не торопить события и аккуратно говорят о предстоящих изменениях.
«Действительно, сейчас наше управление проводит своеобразную ревизию всех наших постоянных объектов. Мы смотрим, чем они оборудованы, как и насколько эффективно используются сотрудниками ДПС. Если будет принято соответствующее решение, эти посты будут закрыты, но пока трудно говорить о конкретных точках и уж тем более о сроках.
Список из 18 готовящихся к закрытию постов, который на днях появился в интернете, трудно назвать точным. Он может быть сильно изменен, как существенно расширившись, так и сократившись», — заявил «Газетe.Ru» глава пресс-службы столичного ГИБДД Артем Иванов. Представитель ГИБДД также объяснил появление стационарных будок для сотрудников ДПС на некоторых участках столичных дорог. «Сейчас идет активная реконструкция городских вылетных магистралей, и мы стараемся учитывать интересы строителей, с тем, чтобы наши объекты им не мешали, поэтому кое-где поставили такие компактные будки», — рассказал Иванов.
Пока по всей стране контрольные пункты постепенно сокращают, некоторые регионы уже открыто выступают за их возвращение.
В марте этого года в Туве произошло резонансное ДТП. Пьяный мужчина взял у родственников автомобиль, а затем въехал на нем в группу играющих детей. Один ребёнок погиб и трое получили тяжелые ранения. Правительство республики возложило ответственность за случившееся на МВД, ранее закрывшее 28 из 29 существовавших стационарных постов в республике. К факторам, повлиявшим на ухудшение ситуации в безопасности дорожного движения, республиканские и муниципальные власти относят, в частности, свертывание стационарных постов ДПС. Власти всех уровней еще до начала реформы в органах внутренних дел всегда выступали за сохранение этих постов. «Такая позиция властей региона остается неизменной и сейчас», — говорилось в заявлении правительства Тувы. По мнению республиканских властей, сам факт наличия стационарных постов заставлял водителей и владельцев автотранспорта воздерживаться от противоправных действий.
В местном ГИБДД закрытие постов объясняют нехваткой кадров. «После сокращения штатов на 20–22% у нас просто нет достаточного количества людей, чтобы эти посты функционировали. Для контроля за дорожной обстановкой у нас помимо мобильных экипажей задействована система видеонаблюдения, комплексная система «Безопасный город». Этого вполне хватает, чтобы адекватно контролировать обстановку», — рассказал один из сотрудников ведомства.
Правозащитники уже давно призывают как можно скорее избавляться от стационарных постов, считая их неэффективными. Кроме того, на стационарном посту инспекторы могут остановить любой автомобиль вне зависимости от того, нарушил водитель что-то или нет. Всё это только провоцирует взяточничество, уверены эксперты.
«Я не вижу в них никакого смысла. Посты необходимо менять на видеокамеры, и этого будет более чем достаточно, — заявил «Газете.Ru» глава Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. — Полиция должна быть современной и мобильной, как, например, в Грузии или Западной Европе. Там от этой архаичной системы уже избавились, а у нас стационарные посты продолжают оставаться рассадником коррупции, создавать заторы на дорогах, а главное, не приносят никакой ощутимой отдачи».
«Сейчас стационарные посты это только взятки. Сами гаишники много раз признавались, что гораздо эффективнее было бы перемещаться мобильными группами, имея одну единую базу», — заявил «Газете.Ru» руководитель межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев. По его мнению, закрытие стационарных постов это «часть вялотекущей реформы ГИБДД». «Но на самом деле эта реформа наверху никому не нужна, она тянется уже лет десять, и трудно говорить о каких-то видимых результатах», — считает Леонтьев.