ГУ МВД Москвы отреагировало на драку между активистами движения «Стопхам» и родственниками чеченского чиновника возле торгового центра «Европейский». ОВД «Дорогомилово» по факту инцидента возбудило уголовное дело по части 1 статьи 213 (хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, до пяти лет лишения свободы).
Ход расследования взяла на контроль московская прокуратура.
Скандал разгорелся после того, как участники проекта «Стопхам», созданного в рамках движения «Наши», но сейчас самостоятельного, разместили в сети интернет ролик с одной из своих акций. На записи запечатлен конфликт активистов проекта, которые просят женщину-водителя перепарковать ее внедорожник Lexus. По словам участников проекта, автомобиль стоял в третьем ряду и мешал проезду троллейбуса. Однако на записи водитель отказывается переставлять внедорожник. После этого, как уточняют в проекте, на подмогу женщине приехали 10—15 человек на трех люксовых иномарках (со стороны «Стопхама» было 30—40 человек). Затем началась потасовка. На записи видно, как молодые люди наносят друг другу удары. Как заверили «Газету.Ru» в «Стопхаме», из активистов проекта никто серьезно не пострадал. О травмах с другой стороны ничего не известно.
Одним из наиболее активных участников конфликта был подъехавший на разборки за рулем Porsche Cayenne молодой человек. Как позже сообщили блогеры, это сын заместителя полпреда Чеченской республики при президенте России Тамерлана Мингаева — Ислам Мингаев. Женщина же, которая отказывалась на ролике перепарковать Lexus, его мать, Мадина Мингаева.
Мадина Мингаева рассказала журналистам «Комсомольской правды», что ролик, выложенный в интернет, смонтирован.
«Они (активисты проекта. — «Газета.Ru») попытались наклеить мне на стекло эту свою наклейку, я закрывала машину, меня толкнули, и я сильно ударилась рукой о зеркало, — заявила Мингаева изданию. — Машину я все равно переставила, перепарковалась». Сына, по ее словам, позвали друзья Ислама, ставшие случайными свидетелями инцидента. «Сначала он сказал им (активистам. — «Газета.Ru»), чего вы от нас хотите, мама ведь переставила свою машину, просил перестать снимать. Но «Стопхам» — это настоящие провокаторы», — цитирует газета Мадину Мингаеву.
Полпред Чечни Бекхан Таймасханов в среду отреагировал на инцидент и заявил «Интерфаксу», что инцидент с дракой из-за якобы неправильной парковки автомобиля жены его заместителя Мингаева у торгового центра «Европейский» в Москве «исчерпан». «Этот инцидент исчерпан», — заявил он, не пояснив, что именно подразумевается под исчерпанностью, урегулирован ли конфликт и каким образом это могло произойти. Начальник информационно-аналитического управления постпредства Чечни Мансур Магомадов не смог пояснить, что имел в виду полпред. «Русский язык предполагает одно значение слова «исчерпан» — это значит «исчерпан», — пояснил он «Газете.Ru». — Если необходимо иное толкование — откройте словарь и там посмотрите».
О том, что полиция истолковала инцидент иначе и возбудила уголовное дело, Мансур Магомадов не в курсе.
«Наша позиция выражена полпредом, она озвучена во всех СМИ. Все вопросы и разногласия, которые возникают на дорогах, должны решаться в правовом поле. Конфликт исчерпан», — еще раз повторил слова полпреда Магомедов.
В столичной полиции сообщают, что ни один участник конфликта к ним не обратился. «Ни одна из сторон так и не подала заявлений, — сообщили «Газете.Ru» в ГУ МВД Москвы. — В связи с тем, что есть эта запись, по факту этого события возбудили дело и ведется проверка. Мы же должны реагировать на такие сообщения. Надеемся, что представитель проекта «Стопхам» приедет к нам». В ведомстве добавили, что «процессуально участники инцидента еще не установлены».
В проекте «Стопхам» решили, что писать заявления в полицию не будут.
«Решили, что ничего писать не будем, — заявил в четверг «Газете.Ru» пресс-секретарь проекта Илья Фадеев. — Цели проекта достигнуты — человек перед обществом и перед самим собой пристыжен. Он знает, что делать так, скорей всего, не будет. Всем стало понятно, что он не прав. Если бы сейчас возбудили дело, нас могли заподозрить в ангажированности и некоей политическом заказе. Нам хватает гражданских мер».
Между тем в четверг вечером источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах сообщил, что дело может быть переквалифицировано в более тяжкую, 2-ю часть статьи 213 (хулиганство, совершенное группой лиц). Максимальное наказание для виновника может составить семь лет лишения свободы.