Депутаты фракции ЛДПР на этой неделе внесли законопроект, которым предлагается ввести административное наказание для водителей за агрессивное вождение. В это понятие парламентарии вкладывают немотивированное перестроение по полосам, неоднократное ускорение, сопровождающееся резким торможением, создание искусственных помех другим участникам движения или опасное приближение к впереди идущему автомобилю. Таким маневром водители требуют уступить себе дорогу, иногда моргая дальним светом фар. Сейчас привлечь водителя к ответственности за такое поведение практически невозможно. Поэтому для агрессивных водителей либерал-демократы хотят ввести штраф в размере от 2500 до 5000 рублей. Определять «агрессивность» вождения инспекторы ГИБДД будут на глаз, однако депутаты предлагают подкреплять мнение гаишника показаниями свидетелей и видео-регистраторов.
В своей инициативе парламентарии ссылаются на законодательство европейских стран и США, где уже действует ответственность за агрессивную манеру вождения.
В некоторых американских штатах за подобную езду водителю грозит крупный штраф или даже арест – вплоть до 90 суток.
Реалии таковы, что российские водители управляют автомобилем и ведут себя на дороге на уровне стран третьего мира. Когда правила соблюдаются только на тот случай, если за углом прячется гаишник, а манера езды такова, что из всех участников движения больше других спешит именно тот, кто моргает.
Яркий пример того, к чему может привести агрессивное поведение на дороге, произошел на этой неделе в Санкт-Петербурге. 26-летний полицейский за рулем своей Honda Accord насмерть сбил женщину и ребенка. Позже в интернете появилась запись с видеорегистратора другого автомобиля, который запечатлел «Хонду» за несколько минут до ДТП. Иномарка едет на высокой скорости и перестраивается из ряд в ряд, резко при этом тормозит и вновь ускоряется. Через мгновение этот же автомобиль буквально разорвет на части 50-летнюю женщину и ее 12-летнего внука.
Нередко сложное эмоциональное состояние водителя отражается на его манере вести автомобиль. Так, в Абакане девушка после ссоры с возлюбленным села в свой Honda Civic, вдавила в пол педаль газа и на высокой скорости не справилась с управлением, после чего автомобиль выбросило на обочину, где он несколько раз перевернулся. Следом на мотоцикле в другое ДТП попал ее молодой человек.
Любой лихач, который на высокой скорости прыгает из ряда в ряд, подрезает другие автомобили и совершает резкие маневры, становится потенциальной угрозой не только для себя, но и для других, на порядок увеличивая вероятность совершения ДТП. Зачастую такие водители просто не осознают, что управляют средством повышенной опасности, как это написано в законе о безопасности дорожного движения.
Возникает иллюзия, что сидишь чуть ли не в бронекапсуле, а современная шумоизоляция не дает почувствовать скорость.
Сейчас нормы КоАП не позволяют обуздать темперамент несдержанных водителей. Поэтому необходимость закрепить в законодательстве понятие агрессивной езды назрела уже давно. Тем более в России постепенно происходит взросление поколения автомобилистов, которые сами включаются в борьбу за безопасность на дорогах и все чаще присылают в ГИБДД ролики с записью нарушений другими водителями. Вымогательства и провокации со стороны гаишников наверняка вырастут. Однако эта та цена, которую водителям пока приходится платить за улучшение ситуации на дорогах. Сейчас больше половины ДТП происходит из-за нарушения водителями ПДД. И если рост ответственности за агрессивную езду позволит снизить аварийность, то такую меру можно назвать эффективной.
Впрочем идея ЛДПР вряд ли будет воплощена в жизнь: в нынешней Госдуме принимаются законопроекты в основном от «Единой России». Однако были случаи, когда партия власти обращала внимание на благие инициативы своих коллег и вносила аналогичный законопроект, но только уже от своего имени. Может быть, единороссы задумаются о безопасном вождении и сейчас.