Президент мигалок

Как Владимир Путин и «Единая Россия» боролись с мигалками

Евгений Шипилов
Владимир Путин в случае победы на президентских выборах обещает радикально сократить число автомобилей чиновников, которым положен спецсигнал. За 12 лет при Путине уже предпринимался ряд реформ против мигалок, в том числе популистских, что, впрочем, не искоренило сословного деления на дорогах.

В ходе предвыборной кампании кандидат в президенты Владимир Путин, занимающий в настоящее время пост премьер-министра, дал одно из самых громких предвыборных обещаний: сократить в десятки раз количество официальных лиц, которым по статусу положен автомобиль со спецсигналом. «Если граждане (мне) доверят и если голосование (на президентских выборах) пройдет так, как я рассчитываю, то, безусловно, можно безболезненно сократить количество мигалок — оставить их только у тех должностных лиц, которые имеют государственную охрану, которых нужно просто физически защищать», — пообещал Путин во время общения со своими доверенными лицами. «Это будет кардинальное сокращение — до нескольких десятков», — добавил Путин.

Таким образом, право на мигалку могут сохранить всего несколько лиц.

К объектам госохраны относятся президент, председатель правительства, председатель Госдумы, глава Совета федерации, председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, председатель Высшего арбитражного суда и генеральный прокурор. Согласно закону «О государственной охране» президент может предоставить госохрану и другим лицам. Так, мигалку получил патриарх.

Сейчас официально в России, согласно постановлению правительства от 1 декабря 2006 года № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах», есть 965 мигалок. 50 мигалок закреплено за чиновниками Кремля, 25 закреплены за Белым домом. Совету федерации положено 8 маячков, 12 есть у депутатов Госдумы. Больше всего мигалок у ФСБ (230 штук) и МВД (140). Маячками могут похвастаться все министерства и многие подведомственные им подразделения. Маячки есть даже у Росгидромета, Росстата, Роснауки, Росархива, агентства ИТАР-ТАСС и других ведомств.

Владимир Путин далеко не впервые обращается к автомобильному электорату в ходе предвыборной кампании, обещая бороться с привилегиями на дорогах.

Самую заметную реформу Путин провел 2005-м году. Тогда по стране прошла волна многотысячных протестов. Обычные люди заступились за осужденного водителя Олега Щербинского, в ДТП с которым погиб губернатор Евдокимов. И хотя автомобиль чиновника грубо нарушал ПДД, так как у него был включен спецсигнал, виновным признали Щербинского. И только под давлением общественного мнения приговор был пересмотрен, а Щербинский оправдан. Тогда же Путин подписал указ о сокращении числа мигалок в стране с семи с половиной тысяч до тысячи штук, и напряжение вокруг произвола на дорогах было на время снято.

В 2006-м году, в преддверии региональных выборов, шумную борьбу с привилегиями устроили руководители партии «Единая Россия». Тогда вице-спикеры Госдумы Вячеслав Володин, Владимир Пехтин, Олег Морозов, Владимир Катренко и Артур Чилингаров пригласили журналистов в исполком партии, пообещав им «сенсационную новость». Под прицелами камер единороссы собственными руками принялись разбирать конструкции со спецсигналами, установленные на представительские Audi и BMW. Глава высшего совета партии Борис Грызлов тогда также объявил, что мигалку со служебной машины снял.

После этого депутаты приняли законопроект, отменяющий флажковые номера для представителей власти. Однако спустя полгода разразился скандал: журналисты «Газеты.Ru» провели рейд на думской парковке и выяснили, что на служебных автомобилях всех вышеперечисленных единороссов, в том числе Грызлова и Володина, продолжают сиять проблесковые маячки.

«Мы их снимаем, а нам опять ставят. Каждое утро», – оправдывался тогда Володин.

Отмена флажковых номеров и сокращение числа мигалок ощутимого эффекта не принесли: им на смену пришли спецсерии номеров АМР и ЕКХ. Крупные бизнесмены и приближенные к власти возможности привилегированного проезда не потеряли. Одни стали выставлять на лобовом стекле спецпропуска, другие — ездить в сопровождении милицейских автомобилей. Кроме того, появились блатные серии типа ЕРЕ, которой, по данным общества «синих ведерок», пользуются депутаты — и беспрепятственно отступают от ПДД.

Примечательно, что менять количество спецсигналов Владимир Путин может и сейчас, будучи главой кабинета министров.

Так, в прошлом году он сократил число спецсигналов на два. О необходимости радикально сократить число мигалок уже несколько лет говорят как парламентарии, так и общественные движения. Законотворцы регулярно вносят в Госдуму проекты, предлагающие ужесточить использование мигалок, сократить их количество или вовсе отменить. Только в прошлом году сохранить привилегии в виде мигалок лицам, подлежащим госохране, предлагали эсеры и Совет федерации. Однако ни одна из инициатив не прошла дальше первого чтения, хотя они регулярно всплывают накануне думских или президентских выборов. Но, даже если обещание Путина воплотится в жизнь и проблесковые маячки останутся на нескольких автомобилях, ждать серьезных перемен не приходится, потому что в обществе, как и на дорогах, все еще есть деление на тех, кому закон, и на тех, кому все можно.