В Москве разгорается скандал вокруг передвижения по Москве правительственного кортежа. Вечером в среду 41-летний врач-онколог, доктор медицинских наук Вадим Гутник отказался убрать припаркованный им автомобиль по требованию инспектора в связи со спецпроездом. Как рассказал «Газете.Ru» сам Гутник, около 18.00 он припарковал свой Volkswagen Passat у обочины на Люсиновской улице, возле магазина. Там, по его словам, нет запрещающих остановку или стоянку знаков. «Ко мне незамедлительно подошел сотрудник ГИБДД, который потребовал перепарковать автомобиль на тротуаре, что запрещено ПДД, объясняя, что вскоре здесь проедет кортеж, – вспоминает врач. — У инспектора в глазах было столько страха… Ему 29 лет, рыхленький, щекастый – ну, как большинство из них».
Инспектор настаивал, что водитель должен переставить машину по его требованию, однако Гутник не подчинился. «Ну мало ли что он мне говорит, — рассказывает водитель. — Потом он надул щеки, приблизился и сказал: «Ты что, не понял? Путин едет». Это меня вконец добило, и я ушел в магазин».
К удивлению врача, сотрудник ГИБДД сам сел за руль автомобиля (ключи зажигания были в машине, так как на пассажирском сиденье осталась девушка) и с криком «Меня сейчас уволят!» стал перегонять автомобиль в ближайший переулок. «В этот же момент к нему прижалась вплотную машина из кортежа Путина, из нее потребовали немедленно остановиться, но, вероятно увидев, что за рулем сотрудник ДПС, поехали дальше». По словам Гутника, больше всех в этой ситуации «офигела» девушка, находившаяся на пассажирском сиденье автомобиля.
В среду Владимир Путин встречался с наблюдателями в Московской государственной юридической академии. Проезжал ли кортеж премьер-министра по Люсиновской улице, точно не известно. Однако вечером в среду Москву сковали рекордные в этом году многокилометровые пробки. «Пробки вчера были дикие, — говорит Гутник. — Я вчера ехал домой больше двух часов вместо сорока минут». По данным сервиса «Яндекс.Пробки», в Москве в среду заторы оценивались в 9 баллов из 10 возможных.
По словам Гутника, претензий к инспектору ДПС, который отогнал его автомобиль, у него нет. «Он выглядел как замерзший снеговик, еще более пострадавший, чем я: стоял там с 10 утра, а кортеж проехал только в 18.05», — говорит врач.
В столичной ГИБДД «Газете.Ru» сообщили, что в курсе инцидента и сейчас разбираются, что по этому поводу делать. От каких-либо комментариев в ведомстве отказались.
Заместитель главы ГИБДД России Владимир Кузин заявил «Газете.Ru», что статья 27.13. КоАП «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации» подразумевает, что инспектор может сесть за руль чужой машины, если она мешает проезду транспорта. Однако дать оценку действиям сотрудника Кузин отказался, сославшись на то, что для этого «надо смотреть все обстоятельства».
В Федеральной службе охраны «Газете.Ru» сообщили, что при спецпроездах сотрудники ГИБДД должны убирать машины с помощью эвакуаторов, так как ведомство отвечает за беспрепятственный проезд по дороге. Могут ли инспекторы садиться за руль сами, в ФСО пояснить затруднились.
Бывший столичный инспектор ДПС Вадим Смирнов посочувствовал молодому гаишнику, так как тот «оказался в патовой ситуации».
«С одной стороны, машина – это частная собственность, и он превысил свои полномочия — теперь ему может грозить увольнение, — прокомментировал «Газете.Ru» Смирнов. – Однако были случаи, когда спецпроезд идет и инспектор не успевает вовремя перекрыть дорогу; в таких ситуациях провинившихся наказывали. Спецпроезд – это всегда первоочередная задача».
Между тем правозащитники признаются, что водитель должен был подчиниться требованиям инспектора.
«Действия водителя регламентируются не только знаками, но и законными требованиями сотрудника полиции, — говорит «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Поэтому, если требование было законным, мы (водители) выполнить его обязаны, потому что априори предполагаем, что сотрудник полиции предъявляет законное требование». Водителя могут привлечь к ответственности по статье 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей либо административным арестом на срок до 15 суток.
В то же время Травин отмечает, что инспектор имел право сесть в чужую машину только в том случае, если она представляла реальную угрозу. «Тогда, предотвращая развитие опасной ситуации, он мог ее отогнать — например, бензовоз горит, — предположил правозащитник. — Но вряд ли представлял опасность один автомобиль: кортеж мог бы и объехать. Поэтому вопрос в том, насколько действия инспекторы законны. Это похоже на статью УК «Самоуправство».