В четверг Госдума приняла в первом чтении смягчающие поправки в закон «О такси», который вступил в силу 1 сентября 2011 года. В первоначальной редакции закона о такси в качестве таксомоторов разрешалось использовать только автомобили, находящиеся в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо взятые в лизинг. По требованию перевозчиков законодатели разрешили использовать в качестве такси автомобили, принадлежащие частным лицам и взятые у них в аренду перевозчиками – компаниями или индивидуальными предпринимателями. То есть таксомоторной компании или индивидуальному предпринимателю не обязательно регистрировать автомобили на себя, их можно арендовать у частных владельцев: по данным депутатов, 90% такси работают по такой схеме.
Однако по договору аренды смогут ездить только те водители, которые заключили его с таксомоторными компаниями до 1 мая этого года и до окончания срока действия. Затем таким арендатором все равно придется либо покупать автомобиль, либо брать его в лизинг.
Также новыми поправками уточняется список документов, необходимых для получения разрешения на осуществление таксомоторных перевозок. «Сейчас есть неурегулированность списка документов, которые должны предъявляться для получения разрешения, — прокомментировал «Газете.Ru» поправки автор законопроекта глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Владимир Плигин. — Они определялись законами субъектов федерации, что привело в ряде случаев к появлению, по мнению таксистов, избыточного списка. В настоящее время этот список не объемный, очень точный и его достаточно легко выполнить – устраняются бюрократические препоны».
Кроме того, законопроект предлагает перенести с 1 января 2012 года на 1 января 2013 года срок, до которого на все такси должны быть нанесены цветографические обозначения («шашечки»).
«В частности, это изменение окраски автомобиля, — поясняет Плигин. — Данное требование отложено на определенный период времени, потому что приведение к единой окраске может быть в некоторой степени дорого. Хотя, с нашей точки зрения, это необходимо».
В связи с тем что в России мало производится таксометров, необходимость оснащения всех такси этими приборами предлагается пересмотреть. Поэтому нужны счетчики на такси или нет, решат региональные власти. Также за субъектами остается возможность устанавливать фиксированные тарифы. «110-я статья постановления правительства № 112, принятого в 2009 году, подразумевает, что могут быть фиксированные тарифы, не зависящие от реально затраченного времени и пройденного расстояния, — говорит «Газете.Ru» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. — Эти трансферы есть и в Москве, и в основном в малых городах, где есть единый тариф в любую точку города».
Кроме того, законодатели предлагают предусмотреть альтернативу таксометрам в виде «инновационного развития современных технологий». «Появились дополнительные возможности фиксации оплаты, не только через традиционные таксометры, но и с использованием других программных средств», — сказал Плигин, не пояснив, о каких именно инновационных способах идет речь.
Закон «О такси», которым жестко регламентируются платные перевозки, спровоцировал в этом году волну массовых протестов таксистов по всей стране.
Предполагалось, что после вступления в силу нового закона потребитель получит более качественное обслуживание, а стоимость услуги не будет увеличена. Однако сами таксисты и автоэксперты заявили, что новые правила пролоббированы крупными перевозчиками и направлены в первую очередь против маленьких компаний, которые не смогут выдержать конкуренции.
После серии митингов депутаты внесли поправки, смягчающие требования к такси. «По результатам встреч с представителями организаторов всероссийского съезда таксистов выяснилось, что есть целый ряд проблем, которые вполне можно урегулировать в настоящее время и которые вызывали озабоченность перевозчиков», — признался депутат Плигин.
Между тем, по мнению заместителя директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, определенные послабления для перевозчиков выглядят как часть предвыборной политики властей.
«Сейчас власти обращают внимание на определенные группы автомобилистов, в частности в состав «Общероссийского народного фронта» вошло движение «Свобода выбора». Тема послаблений для таксистов также является важной, – сказал Макаркин «Газете.Ru». — Работать в такси часто идут люди, и так оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и власть, видимо, не хочет роста протестных настроений».