Потомки французского промышленника, основателя автомобилестроительной компании Renault Луи Рено обратились в парижский суд с иском против правительства. Они требуют компенсации за компанию, национализированную в 1945 году, сообщает Reuters. Луи Рено, арестованный в конце войны за сотрудничество с нацистами, умер в тюрьме в 1944 году. Его внуки, подавшие иск в суд высшей инстанции в Париже на прошлой неделе, указывают, что компания перешла в государственную собственность с грубыми нарушениями: конфискация имущества произошла несмотря на то, что вина главы компании не была доказана в суде.
«Это уникальный случай, потому что национализация состоялась без судебного решения и без компенсации, — сообщил агентству адвокат Тьерри Леви, представляющий интересы родственников французского промышленника. — Никакая другая компания не подверглась такому обращению, даже компании, руководители которых были признаны виновными в сотрудничестве с врагом в суде».
По словам юриста, сумма компенсации, которую предполагается затребовать, пока не определена, на ее подсчет с участием экспертов может уйти четыре месяца. «Мы решили бросить вызов национализации, чтобы наконец открыть дискуссию и установить истину, — цитирует Le Parisien внучку промышленника Элен Дингли-Рено. По ее словам, компенсация в случае ее получения «будет использоваться нашей семьей, и я согласна создать фонд Луи Рено, чтобы это имя уже не оскорбляли, как это было на протяжении 70 лет»
Как пишет французская Le Monde, иск был подан 9 мая 2011 года в суд высшей инстанции Парижа. Восемь внуков Луи Рено, дети его единственного сына Жана-Луи Рено, умершего в 1982 году, которым сейчас от 32 до 66 лет, рассчитывают отсудить у правительства компенсацию за материальный и моральный ущерб.
В 1940 году, после оккупации Франции, Renault перешла под контроль нацистской администрации и выпускала продукцию для вермахта, в том числе двигатели, тягачи, танки. Ряд ключевых должностей в компании заняли выходцы из Daimler-Benz. В 1942 году заводы были подвергнуты бомбардировке союзников и значительная часть мощностей была уничтожена.
Луи Рено был арестован в сентябре 1944 года, после освобождения Франции, обвинен в сотрудничестве с врагом и заключен в тюрьму Френ, где и умер 24 октября 1944 года. Следствия и суда над ним не проводилось.
В 1959 году жена и сын Луи Рено пытались добиться компенсации от государства, однако им было отказано по формальному поводу: к этому времени во Франции сменилась конституция и сам документ, по которому Renault перешла под контроль государства, утратил силу.
Новый иск стал возможен после реформы французского законодательства — принятия так называемого приоритетного вопроса о конституционности, действующего с марта 2010 года. Этот документ регулирует вопросы государственной собственности.
Внуки Луи Рено утверждают, что решение национального совета Сопротивления о национализации компании от 16 января 1945 года нарушает несколько конституционных принципов, в том числе право собственности, презумпцию невиновности и право на защиту.
Компания Renault стала единственным французским автопроизводителем, национализированным по итогам войны. Peugeot, Citroen и Panhard&Levassor избежали такой участи. Луи Рено владел 96% акций своей компании, ее мелкие акционеры в ходе национализации получили компенсации. В 1996 году компания была приватизирована. Сейчас французское правительство владеет 15% акций Renault, еще один крупный пакет, 15%, принадлежит японскому Nissan.
В первом квартале 2011 года Renault, продала по всему миру 692 607 автомобилей, а ее оборот составил 10 млрд 431 млн евро, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2010 года. По итогам года французская компания рассчитывает получить более 500 млн евро свободных средств от продажи автомобилей и затратить на НИОКР около 9% от суммы дохода. Наибольший рост продаж у Renault отмечен в России и на постсоветском пространстве.