Автобизнес по-русски

автобизнес по-русски: не обманешь — не продашь

Евгений Шипилов
В редакцию «Газеты.Ru» обратился читатель, которого обманул автодилер. Продавцы машин сознательно вводят клиента в заблуждение, и поэтапно цена на машину вырастает, но покупателя вынуждают приобрести авто. Эксперты говорят, что такие случаи типичны и уголовно наказуемы.

За покупкой нового автомобиля Kia Ceed москвич Сергей отправился в салон автодилера Newmotors. На сайте компании седан с автоматической коробкой передач и объемом двигателя в 1,6 л предлагался за 565 тысяч рублей – одно из самых выгодных предложений на рынке. Прежде чем ехать в салон за машиной, Сергей навел справки о нем в интернете. Многочисленные негативные отзывы клиентов Newmotors читателя «Газеты.Ru» не остановили: полковник милиции в отставке был уверен, что его обмануть невозможно.

На пороге автосалона секретарь компании сообщил Сергею, что Kia Ceed на самом деле стоит дороже – 625 тысяч рублей. После того как менеджер показал клиенту машину, цена на седан поднялась во второй раз.

«Менеджер заявил, что машина продается только с дополнительным оборудованием и обойдется мне уже в 680 тысяч рублей», — вспоминает раздосадованный читатель. Представитель компании заверил покупателя, что это конечная цена, и предложил заключить договор о покупке машины.

Также менеджер потребовал внести предоплату в 20 тысяч рублей, после чего Сергей подписал документ. Как только продавцы получили роспись покупателя на бумаге, они объявили, что машина теперь стоит 748 тысяч рублей.

Ошеломленный клиент не поверил: в договоре по-прежнему была указана сумма в 680 тысяч рублей. Однако менеджер, уже постфактум, указал на пункт в договоре: «Торговая наценка составляет 10% от общей стоимости автомобиля с учетом дополнительного оборудования: 68 тысяч». «Я так понял, что эти проценты уже включены в стоимость, потому что в конце договора была указана прежняя цена в 680 тысяч», — рассказывает Сергей.

После этого клиент наотрез отказался покупать машину в салоне. Сотрудники компании, в свою очередь, спокойно предупредили, что внесенный залог в 20 тысяч рублей в таком случае остается у автодилера. «Я спросил, понимают ли они, что это мошенничество, — рассказывает покупатель. – Менеджер на это ответил, что в России так все работают – бизнес по-русски».

Однако подобное поэтапное увеличение цены и вымогательство незаконны, уверены эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

«Это типичная схема «кидания», — не удивился директор по развитию бизнеса информационного портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. – Это, скорее всего, неофициальный «серый» дилер».

Несоответствие реальной цены стоимости, указанной на официальном сайте дилера, противоречит закону «О рекламе»: «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара». Подобное рекламное шарлатанство – повод для проверки компании антимонопольной службой.

Товарная наценка, которую мелким шрифтом автодилеры прописывают в договорах, также незаконна. «В предмете договора должна быть указана реальная цена», — заявил «Газете.Ru» председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Статья 432 Гражданского кодекса гласит, что «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора». «Одно из существенных условий – стоимость не должна быть выведена в непонятные для потребителя формулы», — объясняет Аншаков.

Что касается удержания суммы за отказ от покупки, то это, по словам экспертов, уже попадает под действие уголовной статьи «мошенничество». «Это сознательный обман — и этим должен заниматься ОБЭП», — уверен Олег Дацкив.

Согласно статье 10 «О защите прав потребителей», информация о товарах, работах и услугах должна доводиться до потребителя в доступной форме. «Автодилер ввел клиента в заблуждение», — комментирует юрист Михаил Аншаков.

Статья 16 этого же закона дает основания для расторжения договора, который ущемляет права потребителя: клиент в любой момент может отказаться от такой покупки, компенсировав продавцу лишь расходы, которые компания понесла к моменту отказа. «Какие могут быть расходы, когда машину клиент даже не забирал? Разве что на бумагу, на которой напечатан договор, 10 копеек могут изъять, — рассуждает господин Аншаков. – Законных оснований у автосалона забрать деньги себе нет. В этих действиях есть признаки мошенничества».

Если автодилер отказывается вернуть деньги в полном объеме, то взыскать всю сумму можно только через суд; также компания должна будет компенсировать неустойку – 1% в день за неудовлетворение требований потребителя. С юрлица дополнительно будет взыскан моральный вред.

Однако зачастую на рынке работают фирмы-однодневки, с которых взыскать деньги практически невозможно.

«Пока потребитель судится, фирма может исчезнуть. И на том же месте будет работать, с тем же персоналом: вместо «Ромашки» появится «Ромашка+». Это может быть солидный с виду автосалон, с мощной рекламой, а на самом деле там каждые три месяца меняются юридические лица, — рассказывает Михаил Аншаков. –

Такой у нас автобизнес. Это очень широко распространено. Из Москвы и регионов к нам поступает очень много жалоб от потребителей».

На практике рядовые граждане остаются беззащитными перед алчностью автодилеров, разводят руками эксперты. «Нужно читать внимательно договор, в том числе мелкие приписки, и уточнять про каждый пункт, — рекомендует Олег Дацкив. — Также не советовал бы связываться с дилерами, которые зачастую предлагают очень низкие цены: это рассчитано на людей, которые падки на какие-то скидки и распродажи, но чудес в жизни не бывает».

В самом автосалоне Newmotors в грубой форме отказались от каких-либо комментариев «Газете.Ru».

«Очень эффективно действует на такие фирмочки антиреклама: они этого боятся больше, чем судебных разбирательств, — говорит Михаил Аншаков. — Советуем распространять информацию о недобросовестных автодилерах в интернете, через СМИ, на тематических форумах. Такие автодилеры очень болезненно реагируют на это».