Президент взялся порулить

Медведев самостоятельно управлял авто

Евгений Шипилов, Алия Самигуллина
Дмитрий Медведев впервые самостоятельно управлял автомобилем в Москве. До этого глава Кремля садился за руль внедорожника Mercedes только в Сочи — одна из таких поездок закончилась скандалом.

Президент России Дмитрий Медведев в пятницу после посещения московского центра образования № 627 в районе метро «Павелецкая», где он пообщался со школьниками и педагогами, решил самостоятельно поехать на следующее мероприятие в подмосковную резиденцию. Президент отказался от услуг водителя и решил не садиться в лимузин, которым он обычно пользуется при поездках по городу. Медведев сел за руль внедорожника Mercedes, пристегнулся и в сопровождении машин охраны отправился в резиденцию. «В Москве президент сел за руль первый раз», — подтвердила «Газете.Ru» пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. Машина ехала с сопровождением, поэтому частично дорога перекрывалась.

Пресс-секретарь добавила, что Медведев также ранее ездил и по МКАДу.

Корреспондент «Газеты.Ru» поинтересовался у пресс-секретаря Дмитрия Медведева, не связана ли его самостоятельная поездка по Москве с недавним визитом в Аргентину, где глава Кремля на личном опыте узнал, что такое попасть в пробку. На прошлой неделе Медведев рассказал про затруднения на дорогах в Аргентине, куда он ездил с государственным визитом. «Буэнос-Айрес — очень интересный город: красивый, очень энергичный, с трафиком таким, как в Москве. Я бы сказал, что даже и покруче, потому что проехать невозможно даже президенту дружественного государства», — рассказал он журналистам. «Но, может, и неплохо иногда, для того чтобы понимать, какие проблемы существуют при транспортировке автомобильным транспортом», – признал Медведев. Пресс-секретарь президента уточнила, что сегодняшнее решение самостоятельно сесть за руль никак не связано с его рассказом об аргентинской столице.

Команда Дмитрия Медведева, отвечающая за его имидж, таким образом прощупывает поле по приближению Дмитрия Медведева к народу, считают политологи.

«Михаил Горбачев, например, приобрел большую популярность среди населения своими спонтанными выходами к народу, когда его кортеж неожиданно останавливался — и он выходил общаться с прохожими, — рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры Павел Салин. — Однако у Медведева репутация президента, который не напрямую общается с людьми, а через каналы технической связи». Ближе всего к народу выходил Борис Ельцин: он ездил со своими избирателями на троллейбусе и автобусе.

В последний раз президент Медведев был замечен за рулем автомобиля в августе прошлого года в Сочи.

Тогда поездка, которая транслировалась центральным телевидением, не прибавила политических очков президенту и закончилась скандалом: глава Кремля управлял Mercedes ML, не пристегнувшись ремнем безопасности. За такое нарушение ПДД полагается штраф.

Однако гаишники штрафовать президента отказались и сослались на сотрудников Федеральной службы охраны (ФСО), которые должны отвечать за безопасность главы государства. В ФСО, в свою очередь, подчеркнули, что президент все-таки пристегнулся, но только после того, как тронулся с места. Однако этот момент в телевизионные сюжеты не попал. В окружении президента рассказали, что Медведев для оперативности старается сам водить машину в Сочи.

Своим пристрастием к вождению отличался также генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Леонид Ильич любил быструю езду и несколько раз попадал в ДТП. На пассажирском сиденье вместо начальника охраны генсека сопровождала его супруга Виктория Петровна.

В ситуациях, когда глава государства сам садится за руль одного из автомобилей, в сложном положении оказывается его служба охраны.

«Ездить на машине опаснее, чем летать на самолете, в 25–30 раз, — рассказал «Газете.Ru» руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс» Алексей Колонтай, который тренирует водителей кортежей. – Но это первое лицо, и он вправе определять свои действия, и ему никто не запретит. А сотрудникам ФСО приходится очень несладко».

Для обеспечения безопасности перевозки высшего должностного лица существует целый ряд инструкций, информация о которых считается секретной. Перевозят самых главных чиновников в особом режиме. Безопасность проезда кортежа обеспечивается лучшими экспертами ФСО, которые проходят спецподготовку на полигоне в Подмосковье.

Известно, что кортеж высших официальных лиц должен ехать со скоростью не ниже 120 км/ч – именно для поддержания высокой скорости движения ГИБДД перекрывает дороги на протяжении всего маршрута. «Причина в одном: на скорости свыше 120 километров снайперу крайне сложно попасть в цель», – объяснил Алексей Колонтай. Машины в кортеже во время движения постоянно меняют расположение, чаще всего они выстраиваются в шахматном порядке и едут на минимальной дистанции друг от друга. В случае экстренной ситуации кортеж разъезжается «елочкой», разводя машины вправо-влево.

Помимо основных автомобилей, обеспечивающих безопасный проезд официальных лиц, которые легко распознаются по спецокраске, в сопровождении могут быть и «скрытые» автомобили ФСО, не отличающиеся от остальных участников кортежа, окрашенных в традиционный черный цвет. Автомобили первых лиц государства, как правило, имеют своего «двойника». Более того, сам высокопоставленный чиновник может находиться не в одном из лимузинов, а в менее представительной машине, например в Mercedes Gelandewagen.

«Самое главное — никто, кроме руководителей службы безопасности, не знает, в каком автомобиле едет официальное лицо: это совершенно секретная информация», – заключил Алексей Колонтай.

На минувшей неделе чиновники обнародовали перечни принадлежащих им транспортных средств. Автопарк Дмитрия Медведева оказался одним из самых скромных: в собственности главы государства числится только раритетный автомобиль «Победа».