На теракт таксист бежит

Таксисты наживаются на панике

После терактов в метро московские таксисты-частники взвинтили цены на свои услуги. Представители крупных таксомоторных компаний говорят об усиленном режиме работы и мобилизации резервов и «не смеют думать» о повышении тарифов. По мнению экспертов, рынок такси в Москве не станет цивилизованным, пока услуги частников востребованы, а ответственность за занятие частным извозом минимальна.

Сразу после терактов в Москве, когда было парализовано движение по центральной части Сокольнической линии метрополитена, таксисты-частники тут же взвинтили цены. По рассказам очевидцев, цены на услуги «бомбил» взлетели в несколько раз. «Когда я утром приехала на электричке на Казанский вокзал, там была ужасная толчея, и чтобы добраться от Комсомольской площади до Сколковского шоссе, мне пришлось заплатить таксисту 2300 рублей», — сообщила «Газете.Ru» Наталья Амур-Санан. «Я заплатил таксисту 1000 руб. за поездку от Солнцева до метро «Парк культуры», хотя раньше за этот же маршрут отдавал 200–300 руб.», – рассказал москвич Владимир Гупало.

О недопустимости наживаться на горе людей в своих обращениях говорили премьер-министр Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Призываю не пользоваться этой ситуацией и не вздувать цен, не создавать дополнительные сложности, а, наоборот, проявить солидарность с теми людьми, которые попали в трудную ситуацию и которые нуждаются в вашей поддержке», — приводит слова премьер-министра РИА «Новости», а патриарх призвал совершить на приобретенные на горе других средства добрые дела. «Всякое желание приобрести на горе другого оборачивается горем», — цитирует ИТАР-ТАСС главу РПЦ.

Представители компаний-автоперевозчиков говорят о мобилизации резервов в связи с взрывами в московском метро и сосредоточении свободных машин около станций подземки, а увеличение тарифов в тяжелой ситуации считают неэтичным.

В Москве второй год действует закон «О такси в городе Москве», предоставляющий официально зарегистрированным таксистам льготы по арендной плате на землю и помещения, а также места на стоянках и «безвозмездное предоставление специального знака «Московское городское такси».

Законом предписывается, что водители (представители компаний и частные предприниматели) обязаны иметь стаж вождения не менее трех лет, свободно разговаривать по-русски и хорошо ориентироваться в городе, а транспорт должен быть исправным и соответствовать экологическим нормам не ниже «Евро-2». Такси должно быть леворульным и иметь не менее четырех дверей. Однако многим автовладельцам, зарабатывающим частным извозом, все это крайне не выгодно. В том числе и потому, что за отсутствие лицензии им грозит минимальное наказание — это административная ответственность за незаконное предпринимательство. «В свое время московские власти обещали «легализовавшимся» частникам взимать налоги чуть меньшие, чем платят другие перевозчики. Однако сегодня частные «бомбилы» не платят ничего, и понятно, что их в несколько раз больше, чем зарегистрированных перевозчиков», — говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам эксперта, самое крупное наказание, которое сейчас грозит за занятие частным извозом, – это административный штраф в размере 2000 рублей.

Чтобы доказать факт незаконного предпринимательства, нужно поймать одного и того же водителя с поличным не менее трех раз – тогда можно будет говорить о систематическом нарушении закона, единичные случаи у нас никак не караются. «Кроме того, в кризис многие автовладельцы начали заниматься частным извозом в порядке приработка – если на основной работе им урезали зарплату либо сократили рабочее время. Не всякий готов взять на себя ответственность за вторую полноценную работу в такси», — рассуждает Травин.

Даже среди крупных транспортных компаний не все перевозчики пользуются преимуществами, предоставляемыми городским законом. Некоторые сетуют на то, что начинания московского правительства имеют благие цели, однако «нелицеприятно выглядят для конечного потребителя».

В компании «Городское такси», являющейся официальным перевозчиком аэропортов Домодедово и Шереметьево, «Газете.Ru» пояснили, что льготами по оплате земли не пользуются, так как участок, на котором расположен автопарк, находится в собственности компании. В «Новой транспортной компании» (бренд «Новое желтое такси») «Газете.Ru» сообщили, что участвуют в программе правительства Москвы и включены в реестр перевозчиков. Однако налоговые льготы автоперевозчик также пока не получает – как пояснили в компании, в связи с недоработанностью данного закона.

Стоянок для такси, которые оборудовали столичные власти и где должны стоять таксисты в ожидании пассажиров, явно недостаточно. «Что касается предоставления мест на стоянках – действительно, существуют несколько стоянок, где размещены наши автомобили, в частности, одна из них расположена недалеко от метро «Курская». Однако для нас удобнее, когда автомобили рассредоточены по всей Москве. Сегодня на городских улицах работает 1500 машин», — рассказала «Газете.Ru» начальник отдела продаж «Новой транспортной компании» Ольга Смирнова.

«В нынешней ситуации с таксомоторными перевозками в Москве заключен глубокий смысл – у каждого гражданина есть право выбора, и на услуги «бомбил» есть спрос.

Если вы едете с девушкой в театр, то, наверное, имеет смысл дождаться, пока в течение 30–40 минут вам подадут такси-иномарку. В случае если вам необходимо срочно доставить родственника в больницу, то вы наверняка остановите первую попавшуюся машину за сто рублей», — заключает Травин.