2014 год вернулся на Донбасс – как тогда, так и сейчас обстрелы идут непрерывно в разных районах и городах. Так, 25 февраля был обстрелян Киевский район Донецка – утром «прилетело» на улицу Листопрокатчиков в жилой сектор. Ночной обстрел перебил теплотрассу и свел на нет проведенный парой месяцев ранее капремонт. Вечером того же дня гаубичный 152 мм снаряд попал в кирпичную трехэтажку по улице Миронова, снес стены в двух верхних угловых квартирах.
Британская BBC в своем репортаже выдала этот обстрел за «российскую атаку» на Харьков. После того как фейк разоблачили – репортаж убрали, но к тому времени с ним успели ознакомиться более 190 тыс. человек.
На третьем этаже в поврежденном доме живет пожилая женщина, она успела уйти заранее в подвал и не пострадала.
«Когда все закончится, непонятно, я работаю в детском доме, у нас несколькими днями ранее «прилетело». Дети, конечно, эвакуированы, но мы ходим регулярно на работу. Это ужасно, никто этого не ожидал, все думали, что наконец наступит мир, но по нам безустанно продолжают бить. Надеемся, что это скоро закончится. Уже 8 лет. Мы устали», – говорит Елена Краснокутская, живущая в соседнем с пострадавшим доме.
Сейчас, по словам женщины, при обстрелах используются более крупные калибры, чем раньше.
В приближенных к фронту районах остались и семьи с детьми. Ирина Сопилкина, живущая тут же неподалеку, медик, и она не может покинуть город в военное время. А отправить в эвакуацию 16-летнюю дочь Лиду и семилетнюю Арину ей не с кем. В ночь обстрела они сидели дома возле несущей стены, а младшая дочь всю ночь после обстрела плакала и не могла успокоиться.
«Очень жалко и детей и женщин на той стороне, но они говорили же нам все эти годы, что мы сами по себе стреляем. Надеюсь, теперь они лучше понимают нас», – рассказала Ирина.
В ночь на 28 февраля под огнем оказался частный сектор, район улицы Юннатов, куда прилетело несколько 152-мм снаряда. Несмотря на значительные разрушения и гигантские воронки во дворах, здесь никто не пострадал.
В доме, где живет семья пенсионеров и 13-летний подросток, повреждены две стены. Мальчика Диму забрала к себе соседка-крестная, но бабушка и дедушка отказались пойти к ней, не хотели бросать дом. Я застала Светлану Ивановну в разрушенной хате. Она сидела на диване у себя дома, но одной стены не было, и общаться можно было даже не заходя в комнату.
«Мы проскочили не знаю как, все горит, все сыпется, ребенок выскакивает на улицу. Еле привели его в чувства, соседка забрала его к себе домой», – сообщила Светлана Ивановна.
Последний день зимы для Донецка выдался очень тяжелым. Несмотря на сообщения о продвижении вооруженных сил ДНР вперед, линия фронта близ Донецка практически не изменилась.
Снаряды оказывались не только на окраинах, но и в центре Донецка. Именно таким оказался дневной обстрел 28 февраля, когда несколько снарядов прилетело во дворы высоток на улице Панфилова – близ больницы Вишневского. В это время на улицах было много людей, они стояли на остановках в ожидании транспорта, шли по своим делам и даже гуляли с детьми. Обстрелом были повреждены стены одной из высоток, сгорело несколько автомобилей. Люди, к счастью, не пострадали.
Но этот день не обошелся без погибших. Одним из самых страшных моментов стала смерть рабочего-газовщика на Гладковке. Уже во второй половине дня, сразу после обстрела центра города, под огнем оказались окрестности этого микрорайона.
В частный сектор прилетело несколько снарядов, были попадания в жилые дома. Весь микрорайон накрыло облаком дыма, в воздухе пахло гарью. На восстановительные работы сразу же приехали работники газовой службы, но район снова оказался под обстрелом. Один из мужчин погиб на месте от прямого попадания – на глазах у своего отца, двое других были ранены.