По словам главы военного ведомства Украины, если бы наступление со стороны Москвы готовилось, то «россияне бы формировали ударные группировки». Алексей Резников добавил, что в этом случае «процесс подготовки занял бы точно не день и не два».
В свою очередь, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов заявил, что «число российских войск не увеличивается в том виде, в котором сегодня это многие изображают». «Есть ли у них там маневры - да, есть, но они были у них постоянно. Это их территория. Они имеют право там мельтешить танками влево и вправо. Неприятно ли это для нас? Да, неприятно, но для нас это не новость. Если это на Западе для кого-то стало новостью, извините», – сказал Данилов.
Тем не менее, европейские и американские политики и СМИ продолжают утверждать, что Москва готовит «вторжение». Ряд посольств западных стран на Украине был эвакуирован.
При этом в реальности никакой подготовки к «российскому вторжению» на Украину не происходит.
Группировка Вооруженных сил в западных районах России в настоящее время находится в так называемых «районах сосредоточения». Это примерно 150-200 км от государственной границы.
Перед началом гипотетической операции в соответствии с типовым планом создания и развертывания ударных группировок войск для перехода в наступление войска должны выйти в «исходные районы» – это примерно 20-40 км от линии боевого соприкосновения. Если вторжение запланировано на 16 февраля, как утверждают в западных СМИ, то российские войска должны уже находиться в готовности к развертыванию в батальонные и ротные колонны, а несколько боекомплектов для наземной артиллерии выложены на грунт.
Не отмечается занятие стартовых и огневых позиций частями и соединениями ракетных войск и артиллерией, предназначенных для участия в огневых ударах. Не развертывается оперативный и стратегический тыл, необходимый для ведения масштабного регионального военного конфликта.
В районы предполагаемых боевых действий не передислоцированы части и соединения технического обеспечения, а в случае войны вполне возможен массовый выход вооружения и военной техники из строя. Не развертывается передовая и тыловая госпитальные база.
Главная нагрузка при проведении гипотетической операции против Украины легла бы на части и соединения Воздушно-космических сил ВС РФ.
В этом случае речь надо вести о так называемом ресурсе, который обычно выделяется соединениям и объединениям ВКС РФ на операцию. К примеру, в чисто количественном отношении речь может идти (и это только для начала) о 30 полковых вылетах (разумеется, для каждого полка).
На практике это означает, что на передовых аэродромах и аэродромах постоянного базирования Воздушно-космических сил должно быть сосредоточено необходимое количество авиационных средств поражения и топлива, военно-технического имущества, продовольствия, других материальных средств.
Скрыть подобные приготовления от современных средств разведки нельзя. Если все эти приготовления не наблюдаются местным населением и средствами разведки стран НАТО, то есть все основания полагать, что к войне Россия не готовится.
Следует отметить и такой факт – до самого недавнего времени рядом мировых СМИ предполагалось, что вторжение на Украину будет осуществлено, в том числе, и с территории Белоруссии. В этих целях якобы планировалось использовать группировку ВС РФ, сосредоточенную в этой республике для проведения учений «Союзная решимость-2022».
Однако официальный представитель Министерства обороны Российской Федерации генерал-майор Игорь Конашенков уже заявил о возвращении соединений и воинских частей ВС РФ в пункты постоянной дислокации.
«По мере окончания мероприятий боевой подготовки войска, как и всегда, совершат марши комбинированным способом в пункты постоянной дисклокации. Подразделения Южного и Западного военных округов, выполнившие задачи, уже приступили к погрузке на железнодорожный и автомобильный транспорт и сегодня начнут движение в свои воинские гарнизоны. Отдельные подразделения совершат марши своим ходом в составе воинских колонн», – заявил Конашенков.
Ранее президент Владимир Путин одобрил концепцию представленных министром иностранных дел Сергеем Лавровым проектов ответа России США и НАТО по гарантиям безопасности в Европе.
Сергей Лавров отметил, что в тексте содержится предупреждение Западу о недопустимости бесконечного затягивания обсуждения вопроса о гарантиях безопасности. Одновременно он заявил, что «шанс договориться с Западом есть всегда» и Россия планирует наращивать активность этих переговоров.