Сорок лет спустя
Новый самолет пойдет на замену устаревающих турбовинтовых машин Beechcraft RC-12X Guardrail. Последний представляет собой тактический самолет радиоэлектронной разведки, созданный американской фирмой Beech Aircraft (Модель 200 «Супер Кинг Эйр»).
Однако турбовинтовая машина типа RC-12X Huron, принятая на оснащение армией США чуть ли не сорок лет назад, становится устаревшей как с точки зрения эксплуатационных возможностей, так и с точки зрения технического обслуживания.Сухопутные войска США уже достигли той точки в жизненном цикле самолета Beechcraft RC-12X Guardrail, когда они ищут запасные части к этой машине чуть ли не на свалках, чтобы поддерживать самолет в рабочем состоянии.
«L3Harris Technologies помогает Сухопутным войскам США быстро нарастить возможности по ведению разведки и наблюдения с помощью ARES», — говорится в заявлении президента компании по авиационным технологиям Люка Савойя.
Самолет способен обеспечить применение высокоточного оружия большой дальности для противодействия удаленным угрозам в качестве «ключевого средства обеспечения связи между датчиками и средствами поражения».
ARES использует в этих целях бизнес-джет класса Bombardier Global 6000/6500, который может нести полезную нагрузку 14 тыс. фунтов (почти 6 400 кг).
L3Harris Technologies выиграла контракт на строительство самолета-демонстратора в рамках программы ARES в ноябре 2020 года.
Широкая американская номенклатура
«В Соединенных Штатах великое множество самолетов, которые могут осуществлять функции как разведки, так и ведения радиоэлектронной борьбы. Только в настоящее время разведку вдоль наших государственных границ ведут самолеты Beechcraft RC-12X Guardrail, Bombardier Challenger 650, Boeing P-8 Poseidon, Boeing RC-135W Rivet Joint, Lockheed P-3C CUP Orion», — рассказал «Газете.Ru» экс-заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
По словам эксперта, ВВС и ВМС США, помимо всего прочего, традиционно имеют значительный парк самолетов, предназначенных для ведения исключительно радиоэлектронной борьбы. В разные годы к машинам этого типа относились Douglas EA-1F Skyraider, Martin EB-57 Kanberra, Douglas EB-66 Destroyer, McDonnell Douglas EКA-3 Skywarrior, EF-111A Raven, Grumman EA-6B Prowler, ЕС-130Н «Compass Call», Lockheed EP-3E Orion Aries II, Douglas EC-24, Boeing RC-135W Rivet Joint, EA–18G Growler — и это далеко не полный перечень. Такое многообразие специализированных самолетов РЭБ более чем явственно показывает, какое внимание в США уделяется эффективному ведению радиоэлектронной борьбы.
В СССР/России подобный перечень существенно короче. Возможности отечественных самолетов РЭБ до самого последнего времени существенно уступали возможностям аналогичных американских машин. Из самолетов РЭБ, в разное время состоящих на оснащении отечественных ВВС, можно назвать Як-28ПП, Су-24МП, Ан-12ПП, Ту-16ПП и Ту-22ПП, из вертолетов РЭБ - Ми-8ПП.
«В начале 1990-х годов российская авиация фактически осталась без эффективных средств РЭБ, а работы по созданию новых комплексов на долгие годы были приостановлены», — напомнил генерал Запаренко.
«Порубщик» и «Рычаг»
Из перспективных российских машин РЭБ в первую очередь следует назвать самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик». Как ранее писала «Газета.Ru», современное оборудование для постановки помех, установленное на модернизированном летающем командном пункте 1970-х годов, способно избирательно глушить вражескую электронику, выводя из строя боевую авиацию, ПВО и беспилотники противника, щадя при этом отечественную технику.
Аппаратура «Порубщика» позволяет эффективно бороться с современными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS ВВС США, радиотехническими средствами комплексов ПВО типа Patriot и глушить каналы управления военными беспилотниками. Также Ил-22ПП способен вести радиоэлектронную разведку и групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ противника.
Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18 (по кодификации НАТО Coot — «Лысуха»), который в СССР начали серийно выпускать еще в конце 1950-х. Ил-18 заинтересовал военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.
Помимо это, следует упомянуть вертолет РЭБ Ми-8МТПР-1, оснащенный комплексом «Рычаг-АВ». Своими помехами «Рычаги» ослепляют противника, выводя из строя системы наведения зенитных ракет и нарушая навигацию и связь войсковых соединений.
«Однако вряд ли на этом стоит успокаиваться. Специализированных машин разведки и РЭБ многих классов у нас на данном этапе просто нет. К примеру, нет палубного самолета РЭБ, подобно американскому EA-18G Growler. Так что впереди еще много работы», – считает генерал Валерий Запаренко.