Ранее сообщалось, что перспективный бомбардировщик разрабатывает ПАО «Туполев», финальная сборка ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс Дальней Авиации) будет вестись на Казанском авиазаводе (КАПО) им. С.П. Горбунова. Самолет будет построен по схеме «летающее крыло» с использованием технологий снижения радиозаметности («стелс»), оснащен новейшими системами радиоэлектронной борьбы и комплексом защиты от всех видов оружия.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил «Газете.Ru», что необходимость строить новую стратегическую платформу оправдана только в том случае, если это будет универсальный самолет, способный вести воздушный бой.
«Если делать его универсальным самолетом большого радиуса действия, который будет решать в том числе и задачи борьбы с истребителями, тогда смысл есть. Это качественно изменит ситуацию в воздухе, потому что, если самолет имеет радиус 15-16 тыс. км, возникает вопрос — нужны ли вообще авианосцы, зачем подвозить самолеты, если они и так смогут решать задачи и истребительного прикрытия своей группы, и поражения цели на большом удалении», — отметил Сивков.
Кроме того, эксперт отметил, что новый самолет может повысить престиж страны. С практической же точки зрения, продолжил собеседник «Газеты.Ru», необходимости в «очень дорогом» комплексе нет, поскольку запустить ракету без вхождения в зону ПВО может и Ту-95, а там, где действует ПВО, эффективнее и дешевле применять фронтовую авиацию.
«Если придется действовать в зоне противодействия ПВО, применения такого самолета, скорее всего, будут избегать. Поэтому я не вижу особой необходимости создавать такой сверхдорогой самолет. Скорее, разумнее было бы провести глубокую модернизацию существующих машин и наладить выпуск Ту-95. Потому что по эффективной стоимости он намного дешевле, чем Ту-160», — отметил Сивков.
По его оценке, ПАК ДА будет в 4-6 раз дороже ПАК ФА (фронтовой авиации, по этой программе построен Су-57).
«Это и стоимость разработки, и цена готового самолета», — пояснил Сивков, добавив, что несколько не уверен в том, что первый ПАК ДА поднимется в воздух в 2023 году.
«Даже если не брать в расчет политическую составляющую, а только нынешнее состояние промышленности и качество управленцев, я думаю, в такие сроки он не полетит», — считает Сивков.
В свою очередь, главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что озвученные сроки «вполне сопоставимы» с заявлениями различных представителей Минобороны РФ и авиапрома.
«Ведущие авиационные державы — США и Китай, — уже действуют в этом направлении. Вероятнее всего, и РФ, действуя в этом же ключе, будет в тренде», — отметил эксперт.
По словам Пантелеева, без прямого заказа со стороны Минобороны России создать новый дальний бомбардировщик невозможно. «Это не какая-то небольшая экспорто-ориентированная машина, это колоссальный по своей капиталоемкости проект», — пояснил эксперт.
Он добавил, что сейчас стоимость разработки самолета зависит не столько от его размера, сколько от продвинутости его систем.
«В случае с Checkmate (представлен на авиасалоне МАКС-2021 — «Газета.Ru») мы можем говорить об использовании наработок по Су-57. В ПАК ДА можно говорить о наработках, которые нашли отражение в новых Ту-160, но, по сути, речь идет о создании полностью новых комплексов, связанных и с управлением вооружением, и с обороной воздушного судна», — пояснил Пантелеев.
Одним из ключевых трендов для бомбардировочной авиации, по словам эксперта, является снижение заметности и возможность наносить удары в условиях преодоления систем ПВО, причем не используя при этом кратковременный режим сверхзвуковой скорости.
«То, что подобного рода решения нужны, особых сомнений не вызывает, даже если дальность применения авиационных средств поражения позволяет запускать их непосредственно до объектовой ПВО.
Но когда речь идет о преодолении эшелонированной обороны или же о нанесении ударов по авианосным группировкам и подобного рода объектам, тут незаметность важна», — отметил Пантелеев.
Он добавил, что специфические задачи требуют разработки самолета с нуля, хотя не исключил возможности использования наработок других конструкторских бюро, а также общего программного обеспечения.
«Для тяжелого бомбардировщика не требуется такая маневренность и необходимость выдерживать такие перегрузки, как у фронтового истребителя, там не нужна такая РЛС, как на истребителях, но в то же время внутренние объемы для размещения крылатых ракет или других средств поражения должны быть рассчитаны под значительно большие размеры и массы боеприпасов. Исходя из этого и возникает огромное количество особенностей. Например, у тяжелого бомбардировщика, как правило, стоит гораздо более мощный комплекс радиоэлектронного противодействия, создаются комфортные условия для экипажа для многочасового полета», — пояснил Пантелеев.
При этом он подчеркнул, что интеграция конструкторских бюро и производственных площадок внутри ОАК позволит снизить стоимость разработки самолета: «Какая-то унификация, конечно, возможна. Можно использовать одни и те же программные решения, важно, чтобы в них можно было интегрировать наработки прошлых лет».
Одним из направлений такой интеграции он назвал использование наработок в области создания углепластиковых деталей, которые появились во время работы над истребителем Су-57 и пассажирским самолетом МС-21.
«Использование полимерных и композиционных материалов — вполне очевидный тренд. С точки зрения радиолокационной заметности и весовых характеристик они могут быть значительно более привлекательны, чем алюминиевые сплавы. И когда самолет будет предположительно дозвуковым, вполне вероятно, что использование углепластика будет достаточно широким. Но какие-либо подробности сейчас, конечно, никто не раскрывает», — отметил Пантелеев.