Авиасалон МАКС-2021 проходил с 20 по 25 июля в подмосковном Жуковском, в нем поучаствовала 831 компания из 56 стран. Деловая программа предусматривала больше сотни мероприятий, около 350 докладов, их заслушали пять тысяч человек.
В дирекции мероприятия сообщили ТАСС, что за шесть дней работы салона были подписаны контракты на сумму в 265 млрд руб. При этом, по словам гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова, 230 млрд приходятся на его корпорацию.
«Авиасалон МАКС-2021 в силу сложившейся в связи с коронавирусной инфекцией ситуации прошел в ограниченном формате. Ограничения отсеяли значительное количество посетителей, однако это мало повлияло на присутствие на нем представителей профессионального сообщества. Нынешний МАКС стал менее массовым и развлекательным, но более деловым мероприятием», — рассказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
«Совершенно очевидно, что начиная с 1999 года авиасалон МАКС-2021 можно охарактеризовать как мероприятие с наименьшим международным представительством», — отметил со своей стороны директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов.
По его мнению, основные причины такой ситуации — блокировка Западом практически всех российских выставок, а также условия пандемии.
Выгодно на этом фоне отличалась представительная индийская делегация, говорит Пухов. Не так давно в Вашингтоне порекомендовали Нью-Дели отказаться или существенно сократить закупки российского вооружения и военной техники. Однако индусы заявили, что вопросы национальной безопасности и обороны их страны будут решаться в Нью-Дели, а не в столице Соединенных Штатов. В обновленной стратегии национальной безопасности Российской Федерации Индия обозначена как стратегический партнер Москвы, напоминает директор ЦАСТ.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества Виктор Мураховский отмечает, что за последние годы МАКС уводят от прямой ассоциации с Минобороны РФ. Уже нет площадок, стендов, организаций военного ведомства. Не заметно массового посещения салона военнослужащими, как в былые годы. Остались пилотажники в летной программе и образцы самолетов из наличия ВКС, которые сейчас как бы «приглашенные гости».
Из военной составляющей не авиационной промышленности на площадке — единственный натурный ЗРК «Тор-Э2» (с тренажером) и мишенный комплекс «Адъютант» от ИЭМЗ «Купол» рядом с павильоном концерна «Алмаз-Антей». Все остальное в виде макетов.
Конечно, остались авиационные средства поражения в экспозициях КТРВ и «Техмаш». Много электроники различного назначения. «Традиционно мощная экспозиция линейки авиадвигателей в собственном павильоне «ОДК». Хороший павильон «Роскосмоса». Отличная экспозиция «Кронштадт», — отмечает Виктор Мураховский.
Но в основном, подчеркивает эксперт, на МАКС «рулит» Ростех, учитывая принятую под его крыло «Объединенную авиастроительную корпорацию».
Снижение закупок авиационной техники новой постройки весьма чувствительно для промышленности, говорит Мураховский. Например, в 2020 году для ВС РФ было поставлено 23 боевых и учебно-боевых самолета. В тот же год на экспорт ушло более 40 боевых самолетов. При этом рентабельность зарубежных заказов несравнимо выше, чем по ГОЗ. Фактический секвестр финансирования действующей госпрограммы вооружения рисует неясные перспективы в части гособоронзаказа для военной авиации на последующие годы.
Сложилось впечатление, что военная составляющая на МАКС оставлена в части экспортной продукции. Смещение внимания на экспортные продукты продемонстрировало и яркое шоу презентации перспективного легкого тактического самолета «Checkmate», выполненное в современном стиле.
Новый Су-75
Основной авиационной новинкой авиасалона МАКС-2021 стал прототип принципиально нового истребителя Checkmate. Легкий однодвигательный боевой самолет был представлен в пилотируемом варианте, но в будущем может быть создана и беспилотная версия. Малозаметная машина способна нести во внутрифюзеляжных отсеках до пяти ракет класса «воздух-воздух» и других боеприпасов.
«В ЦАСТ на протяжении последних двадцати лет утверждали, что России необходимо создавать легкий однодвигательный самолет 5-го поколения. Он нужен и нашим Воздушно-космическим силам (даже если в ВКС так пока и не считают), и подобный самолет, безусловно, найдет свою нишу на мировом рынке. Мы в этом глубоко убеждены», — говорит Руслан Пухов.
Он добавляет, что разработка истребителя задержалась на несколько лет. Ситуация напоминает историю с пассажирским самолетом SSJ — это правильный и нужный проект, но для того, чтобы он завоевал гораздо большую долю рынка, в том числе и мирового, его стоило запустить лет на пять раньше.
«В течение длительного времени складывалось впечатление, что в сфере мировой истребительной авиации сформировалась некая дуополия — Россия и США фактически разделили этот рынок между собой. Saab JAS 39 Gripen никто не брал, Dassault Rafale практически не продавался, китайские поделки вообще мало кого интересовали. Считалось, что и линию F-16 вот-вот остановят. А сейчас чуть ли не одномоментно возник и стал пользоваться большим спросом F-16 Block 70/72 Viper, продажи Dassault Rafale, можно сказать, пошли в гору. И вместо того, чтобы на рынке оставалось два продавца и два самолета, ситуация существенно изменилась. Уже даже и Южная Корея сделала два самолета — один продают, второй в стадии доводки. То есть конкуренция резко обострилась, и это на фоне того, что, казалось бы, определенная сатурация, то есть насыщение рынка, все же присутствует», — рассказывает Пухов.
«Поэтому-то тут и возникает относительно Су-75 Checkmate вопрос — насколько затянутся сроки его создания. А эта машина с заявленными на МАКС-2021 характеристиками нужна уже сегодня.
Поэтому есть основания полагать, что госкорпорацией «Ростех» в этом плане будут сконцентрированы все имеющиеся ресурсы — и финансовые, и материальные, и кадровые. С учетом заделов по истребителю Су-57 можно надеяться, что новая машина будет создана в существенно меньшие сроки», — заключает эксперт.
Беспилотная авиация
По мнению Дениса Федутинова, новинки в области систем БЛА в этом году на авиасалоне были представлены в весьма лимитированном количестве. Отчасти подобное положение вещей, вероятно, объясняется необходимостью приберечь кое-что на выставку «Армия», которая должна состояться всего лишь через месяц после МАКСа. Главным образом здесь экспонировались уже ранее демонстрировавшиеся модели, впрочем и они в силу доработок имели определенную новизну. Наиболее интересные проекты были связаны с крупными компаниями — это ОАК, «Кронштадт» и «Вертолеты России».
Компания «МиГ» показала на МАКС-2021 модель перспективного многофункционального корабельного БЛА. Аппарат внешне похож на американский X-47B, однако в отличие от зарубежного беспилотника имеет хвостовое оперение. Предполагается, что он сможет использоваться в связке с перспективным истребителем — также разработки «МиГ».
«Вместе с тем, в отличие от США, учитывая российское положение дел в части авианесущих кораблей, воплощение подобных проектов будет относится к перспективам достаточно отдаленным», — считает Денис Федутинов.
Российская компания «Кронштадт» показала на МАКС-2021 экспортную версию БЛА «Орион» в разведывательно-ударном варианте. «Орион-Э» относится к классу средневысотных ударных БЛА большой продолжительности полета. БЛА массой 1150 кг может находиться в воздухе до суток, неся до 250 кг полезной нагрузки. В статической экспозиции салона «Орион» был представлен в варианте оснащения ПТУР «Вихрь-М», адаптированными концерном «Калашников» для применения на БЛА и бомбой ОФАБ 100-120 разработки НПО «Базальт». На представленной на МАКС версии беспилотника применен спутниковый канал связи, что существенно повышает радиус его действия.
Также «Кронштадт» показал полноразмерный макет своего перспективного 5-тонного БЛА «Гелиос», предназначенного для задачи радиолокационного дозора и наблюдения. БЛА создается с учетом обеспечения возможности длительного барражирования (более суток) на высотах свыше 10000 м. Боевой радиус составит 3000 км, связь с «Гелиосом» обеспечивается посредством спутникового канала связи.
«В случае успешной реализации БЛА «Гелиос» смогут стать относительно недорогим и эффективным дополнением пилотируемых средств радиолокационного дозора и наблюдения», — считает Федутинов.
Холдинг «Вертолеты России» показал на МАКС-2021 две беспилотные системы вертолетного типа. Модель ВРТ-300 уже демонстрировалась ранее и на МАКС и даже экспонировалась за рубежом — на ближневосточном салоне Dubai AirShow 2019 в ОАЭ. На нынешнем авиасалоне вертолет был показан в варианте для транспортировки грузов.
Второй из упомянутых беспилотников — БАС-200 — был показан в Жуковском впервые. БЛА, вероятно, разработанный при участии белорусских специалистов из КБ «Беспилотные вертолеты» (ранее INDELA) построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Максимальная взлетная масса аппарата в 200 кг ставит его в один ряд с таким востребованным в мире БЛА вертолетного типа как Camcopter S-100 австрийской компании Schiebel. БАС-200 может выполнять полеты продолжительностью до 4 часов, неся при этом полезную нагрузку массой до 50 килограммов. Радиус действия БЛА может достигать 100 километров.
«Сам БЛА может потенциально быть использован как в военных, так и в гражданских задачах, которые включают разведку и наблюдение, перевозку грузов и т.д. Любопытно, что помимо статики данный беспилотник можно было наблюдать непосредственно в деле — он принимал участие в летной программе», — отмечает Денис Федутинов.
УВД
По словам Руслана Пухова, хорошее впечатление оставили представленные выставке отечественные системы управления воздушным движением (УВД). На эту сферу широкие слои российской общественности внимания обращают традиционно мало, однако это важный вопрос.
«Начиная с зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи мы основательно подсели на шведские системы УВД, настолько тогда у нас все было плохо в этой области. Однако за весьма короткий срок Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (а системы УВД находятся в настоящее время под эгидой этой корпорации) сделал наше небо абсолютно суверенным, причем не только в военном плане, но и в гражданском», — говорит Пухов.
По его словам, это важное достижение. И очень обидно, что об этом мало говорят. Внимание публики обычно привлечено к стреляющим образцам вооружения и их прохождению в парадных колонных на главной площади страны. А системы УВД — без всякого преувеличения, представляют собой один из важнейших вопросов национальной безопасности.
«УВД — это как связь на войне. Пока она есть — ее никто не замечает. Как только она пропала, в вопросах управления войсками наступает катастрофа», — поясняет Пухов.
«Что касается общего впечатления от МАКС-2021, то с большим сожалением приходится констатировать, что наше технологическое отставание от передовых авиационно-космических держав по целому ряду позиций продолжает только нарастать», — добавляет директор Центра анализа стратегий и технологий.
По мнению эксперта, пока это не так страшно, потому что одной стране нельзя вести разработки и быть одинаково успешной по всему спектру передовых технологий. Однако в России сегодня крайне мало интернациональных проектов. В настоящее время весь мир в значительной степени делает массу вещей в кооперации. «Мы в этом плане находимся в каком-то стратегическом одиночестве, — с сожалением констатирует эксперт, — техника сегодня дорога в разработке, да и закупки выглядят не самым дешевым образом, а рынок никого ждать не будет».