«30 лет для новой машины — это очень много»: Ка-62 нашел первого покупателя

Летные испытания вертолета Ка-62 завершатся в сентябре

Вертолет Ка-62 на репетиции летной программы открытия Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 Алексей Майшев/РИА «Новости»
Холдинг «Вертолеты России» и «Газпромбанк Лизинг» подписали первый контракт на поставку трех Ка-62 — гражданской версии затянувшегося советского проекта Ка-60, разработка которого началась более 30 лет назад. Не стал ли российский вертолет за эти годы устаревшим и кому нужны машины с его техническими характеристиками, «Газета.Ru» узнала у экспертов.

Как сообщает Ростех, в который входит холдинг, «лизинговая компания согласовала возможность приобретения на условиях финансовой аренды трех многоцелевых машин Ка-62 для дальнейшей передачи эксплуатантам Дальнего Востока». «Газпромбанк Лизинг» стал стартовым заказчиком новейшего российского вертолета Ка-62. Компания может рассчитывать на приобретение машины из состава первой серийной партии», — говорится в сообщении.

Вертолеты Ка-62 будут изготовлены в Приморье, на заводе «Прогресс» и могут быть переданы заказчику в 2022 году. При этом вертолет еще не имеет сертификат типа, разработчики рассчитывают его получить после завершения программы летных испытаний до конца года.

Кому нужен Ка-62?

Гендиректор «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин отметил многоцелевое назначение Ка-62: «перевозка пассажиров и грузов в труднодоступные места, реализация медицинских, экологических, спасательных и других социальных задач».

Эксперты в целом согласны с такой оценкой. Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин пояснил «Газете.Ru», что Ка-62 может быть востребован «там, где Ми-8 слишком большой».

««Восьмерка» поднимает 24 человека или 4-5 тонн груза, а Ка-62 - 15 человек или 2,5 тонны груза. При этом его скорость выше, чем у Ми-8, а расход топлива меньше. К тому же Ми-8 весит 13 тонн, а Ка-62 — 6,5. Если стоит задача перевезти не 30 человек, а 15, или, допустим, вывезти одного пациента из труднодоступного района в больницу, то Ка-62 более экономичный вариант», — пояснил Фомин.

Он также отметил, что характеристики Ка-62 очень близки к зарубежным вертолетам, которые активно закупают российские бизнесмены и чиновники для быстрых перелетов на короткие расстояния. Например, Дмитрий Медведев в годы президентства использовал для полетов из своей резиденции Горки в Кремль и аэропорт Внуково вертолет Agusta Westland AW139.

«В целом, это вертолеты одного класса и, по идее, Ка-62 должен конкурировать с AW139. Насколько у него это получится, и будет ли вертолет востребован вип-пассажирами, скоро увидим», — отметил Фомин.

Вертолет устарел?

При этом вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков, комментируя контракт «Газете.Ru», напомнил, что вертолет Ка-60, на базе которого создан Ка-62, это очень старая разработка, которая началась еще в 1984 году.

«Почти все, что у нас сейчас есть в авиации — это продолжение проектов, начатых в Советском Союзе. Су-57 — российский ответ на F-22 — начал создаваться в Советском Союзе, Ми-26 — советский вертолет, Ми-8 со всеми своими модификациями — тоже, и даже боевые Ка-50 и Ка-52. За исключением нескольких небольших машин ничего нового в современной промышленности не создано. 30 лет для новой машины — это очень много», — пояснил Сивков

«В развитых странах, каких как США и СССР, вертолеты создаются с нуля, с момента постановки задачи до момента приема в серию в течение 4-5 лет. А здесь 30 лет. Этим все сказано», — подчеркнул Сивков.

Андрей Фомин однако заверил, что за годы работы над проектом он претерпел большие изменения, и два летных образца Ка-62, которые были показаны на МАКС-2021 существенно отличаются от первой машины.

«Тот Ка-62, который в начале 90-х планировался тогда как гражданская версия Ка-60, это не тот вертолет, который мы видим сейчас. Внешние обводы те же, но машина другая», — отметил эксперт. По его словам, некоторые изменения видны невооруженным глазом — например, изменилась схема хвостового оперения.

«Нынешний вариант спроектирован с учетом требований США и ЕС, а это другой состав оборудования, повышенные меры безопасности, в том числе, защита топливной системы. Даже иллюминаторы стали больше, потому что это теперь аварийные выходы, через которые можно покинуть вертолет в случае аварии», — отметил Фомин.

Эксперт подчеркнул, что часть вины за задержку проекта лежит на зарубежных поставщиках, которые после 2017 года перестали поставлять комплектующие. При этом второй и третий летный экземпляр построили всего два года назад, когда проект начал активно развиваться.

По словам гендиректора «Вертолетов России» Андрея Богинского, за четыре года испытаний Ка-62 выполнил более 250 полетов и перетерпел изменения в конструкции. При этом Богинский назвал вертолет «востребованным на воздушных пассажирских маршрутах» России.

Без замен

Константин Сивков также выразил сомнение, что Ка-62 удастся вытеснить Ми-8.

«Ми-8 это отлаженная и надежная машина, аварийность исключительно низкая. В каком состоянии будет этот вертолет, какую он будет демонстрировать аварийность пока никто не знает. В любом случае, будет период опытной экспериментальной эксплуатации, а потом уже будут смотреть, куда его применить. Потребность в замене Ми-8 и его производных возникнет тогда, когда появится машина, отличающаяся от него принципиально новыми возможностями при примерно тех же габаритах», - отметил эксперт.

По словам Сивкова, такими «принципиально новыми возможностями» могут быть повышенная грузоподъемность, намного большая скорость, повышенная дальность полета, очень высокая экономичность или еще большая надежность.

«Во всех остальных случаях, если такого качественного скачка в характеристиках не будет, менять Ми-8 на новую машину смысла нет, потому что для Ми-8 уже существует развитая система материально-технического обеспечения. Причем, не только у нас, но и во всех странах мира, имеется большое количество обученного летного состава, имеется огромное количество слаженного технического состава, большое количество запасных частей.

И все это менять, выбрасывать и ставить новую машину — это огромные траты. И на эти траты можно пойти лишь в том случае, если эта машина даст какой-то прорыв. На Ка-62 пока такой прорыв не просматривается», — заключил Сивков.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, отметил, что востребованность вертолета на рынке и успешность проекта Ка-62 будет понятна только через несколько лет после его закупок и эксплуатации.

«Очевидно, что только реализация этого проекта покажет, насколько он успешен, потому что это не первый проект, который сильно затянулся, и в нашей практике, и в международной», — пояснил Храмчихин.