«Так же, как конгресс США делал на протяжении последних 59 лет подряд, мы достигли двухпартийного, двухпалатного соглашения о Законе об ассигнованиях на национальную оборону на 2021 финансовый год. Это соглашение выполняет нашу самую важную конституционную обязанность: обеспечивать безопасность нации, а также мужчин и женщин, которые рискуют своими жизнями, чтобы защитить ее», — заявили американские законодатели, приняв проект оборонного бюджета.
По словам сенаторов, они потратили бесчисленное количество часов, работая над тысячами положений, чтобы прийти к окончательному согласию.
«В этом году закон об ассигнованиях укрепит нашу национальную оборону сейчас и на долгие годы. Достигнутые соглашения ускоряют реализацию Стратегии национальной обороны, обеспечивая поставку не только лучших самолетов, кораблей и танков, но и возможность для наших сил находиться в нужных местах в нужное время и с нужными возможностями», — отметили сенаторы.
По словам законодателей, проект бюджета направлен на противодействие «китайской агрессии», обеспечение многочисленных сдерживающих мер против России и других потенциальных противников, а также на развитие инновационных технологий.
Еще один принципиальный момент — увеличение денежного довольствование на 3% для всех военнослужащих и на 10% — для тех, кто работает в опасных условиях. По словам законодателей, «обе партии и обе палаты признают, насколько важно соблюдать наши обязательства перед мужчинами и женщинами в военной форме и обеспечивать нашу национальную оборону».
В соответствии с проектом оборонного бюджета на 2021 финансовый год в общей сложности на национальную оборону США выделяется $740,5 млрд.
Базовый бюджет военного ведомства США составляет $635,5 млрд. Еще $69 млрд выделяется на чрезвычайные операции за рубежом и $26,6 млрд — на программы национальной безопасности в рамках Министерства энергетики США.
Чтобы гарантировать, что вооруженные силы США могут соответствовать предъявляемым к ним требованиям, установлен следующий численный состав ВС США: Сухопутные войска — 485 900 чел., Военно-морские силы — 347 800 чел., Корпус морской пехоты — 181 200 чел., ВВС — 333 475 чел.
Превосходство в воздухе
Закон об ассигнованиях на национальную оборону или NDAA (National Defense Authorization Act) требует, чтобы в боевом составе ВВС США находилось не менее 386 эскадрилий или эквивалентных им организационно-штатных единиц и 3850 боевых самолетов.
Закон увеличивает финансирование критически важных возможностей, которые помогут Соединенным Штатам поддерживать превосходство в воздухе в оспариваемых средах, включая самые передовые электронные технологии и современное оружие класса «воздух-воздух».
NDAA санкционирует закупку 93 самолетов Joint Strike Fighter (F-35) на сумму $9,1 млрд, что на 14 самолетов больше, чем предусмотрено бюджетом, предложенным президентом США. В это число также входят шесть самолетов F-35, которые были предназначены для Турции до того, как Анкара была исключены из программы по их закупке.
Помимо этого, NDAA требует увеличить закупки БЛА MQ-9 на $108 млн и добавить 16 аппаратов для предотвращения преждевременного прекращения работ; приобрести еще семь C-130J для дальнейшей модернизации парка самолетов ВТА; предоставить министру ВВС США более точную информацию о программе модернизации системы управления боевыми действиями.
Также бюджет рассчитан на поддержку программы перспективных БЛА Skyborg и включает дополнительные $50 млн для пополнения ВВС США автономными беспилотными самолетами, которые будут взаимодействовать с F-35 и другими тактическими самолетами для обеспечения превосходство в бою американских истребителей.
Превосходство на морях и океанах
Для ВМС США проект бюджета санкционирует закупку девяти боевых кораблей, включая одну дополнительную подводную лодку класса «Вирджиния», один дополнительный экспедиционный быстроходный транспорт и на один десантный корабль меньше по сравнению с бюджетным запросом президента США.
Одна из крупных статей расходов — выделение $500 млн на строительство десантного корабля-амфибии класса «Америка».
Помимо этого, ВМС в соответствие с проектом смогут заключить контракты еще для двух подводных лодок класса Columbia и трех десантных кораблей класса San Antonio.
Также в бюджете есть несколько требований для ВМС. Например, военно-морские силы обязаны завершить программу испытаний фрегатов класса Constellation до того, как головной корабль станет доступен для выполнения задач оперативным военным командованием.
Еще от ВМС требуется разработать стратегию закупок истребительной авиации и сообщить о составе авианосного крыла и авианосных ударных истребительных эскадрильях, чтобы лучше подготовиться к потенциальным конфликтам, предусмотренным Стратегией национальной обороны.
В целом, часть бюджета, касающаяся военно-морских сил составлена для реализации плана по значительному увеличению боевого состава флота США к 2030 году.
Превосходство в космосе
Проект бюджета уделяет значительное внимание планам США по милитаризации космоса.
Так, закон вносит корректировки и технические поправки, чтобы обеспечить оптимальную организацию вновь созданных Космических сил США для защиты их интересов в космосе при минимизации затрат и бюрократии, а также санкционирует добровольный перевод персонала в Космические силы;
В соответствии с текстом документа, космические силы продолжат работу с исследовательскими учреждениями для развития космических технологий, включая ракеты-носители и средства быстрого запуска. Также признается зрелость многоразовых космических средств запуска, которые, например, практикует компания SpaceX.
Проект бюджета санкционирует увеличение финансирования для осведомленности в космической области, разработки запусков и космического наблюдения, ускоряет приобретение космических систем.
Превосходство на земле
В сфере ведения боевых действий на сухопутных театрах проект бюджета также предполагает внедрение всевозможных модернизаций.
В первую очередь речь идет об инвестициях в меры по борьбе с летальным исходом в ближнем бою.
Они включают расходы на интегрированную систему улучшенного визуального слежения, модернизацию бронежилетов, робототехнику для небольших подразделений и программу улучшения боевой подготовки солдат.
Также планируется увеличить инвестиции в технологии боевых машин нового поколения, провести закупку более 100 боевых вертолетов и провести дополнительные эксперименты по борьбе с беспилотными воздушными системами, на что дополнительно выделяется $47 млн.
Отдельная статья бюджета санкционирует дополнительное финансирование для ускорения работы многодоменных оперативных групп сухопутных войск в Индо-Тихоокеанском регионе.
Ядерные силы
Бюджет выделяет средств на поддержание и модернизацию средств ядерного сдерживания, включая программы вооружений Управления национальной ядерной безопасности (NNSA) и рекапитализацию соответствующей инфраструктуры.
NNSA намерена продолжать модернизацию ядерных арсеналов США, включая разработку боеголовки W93, одновременно улучшая управление процессом жизненного цикла ядерного оружия.
Проект бюджета продолжает поддерживать содержание межконтинентальных ракетных сил соответствующей численности для сдерживания крупномасштабных стратегических атак и не накладывает никаких дополнительных ограничений на возможности испытаний, необходимые для обеспечения функционирования безопасного, надежного и эффективного арсенала ядерного оружия.
Сохранение или восстановление технологических преимуществ США
По мере того, как стратегические конкуренты разрабатывают передовое оружие, оборудование и технологии, Соединенные Штаты рискуют потерять сравнительное преимущество. Бюджет акцентирует внимание на этих направлениях.
Речь идет о гиперзвуковом оружии, искусственном интеллекте, направленной энергии, квантовых вычислениях, биотехнологиях и других перспективных разработках.
Проект бюджета предполагает ускорение исследований и разработок Министерства обороны США в области ИИ, создание защиты от гиперзвукового оружия конкурентов США и собственных аналогов, а также требует развития национальных беспроводных сетей пятого поколения (5G).
Чтобы стимулировать исследования в этих направлениях, американские сенаторы договорились выделить дополнительные средства для найма и удержания талантливых специалистов, обладающих знаниями в области науки и технологий.
Сдерживание России
Как отметил в разговоре с «Газетой.Ru» заведующий сектором военно-политического анализа ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев, аргументы американской стороны о российской угрозе традиционно используются для обоснования военных расходов Вашингтона. Не стал исключением и бюджет нынешнего года.
Двухпартийная комиссия по национальной оборонной стратегии формулирует претензии к оборонному бюджету следующим образом:
выделенных денег недостаточно для выполнения стратегической задачи — «сдерживать вызовы», исходящие от основных «недружественных держав таких как Китай, Россия, Иран, Северная Корея, а также — от глобального терроризма».
Для сдерживания «российской агрессии» проект бюджета требует расширения ограничений на финансирование военного сотрудничества с Россией и любую деятельность, которая признает суверенитет Москвы над Крымом; введения санкций в отношении Турции за покупку С-400; проведения многосторонних учений со странами Восточной Европы; расширения санкций против «Северного потока – 2» и оценки стоимости и возможности увеличения военного присутствия США в регионах Восточного Средиземноморья и Черного моря.
Отдельный пункт в этом направлении — военная помощь Украине, на которую планируется потратить $250 млн. Из них $75 млн должны быть потрачены на поставку Киеву летального оружия.
В тексте американского закона содержится положение, требующее всесторонней оценки военного потенциала Украины и ее способности защищать свой суверенитет и плана ресурсов для помощи в области безопасности, чтобы помочь Украине в выполнении ее оборонных потребностей.
Как отмечает Сергей Ознобищев, на самом деле, военный бюджет нового 2021 года примерно равен ассигнованиям года предыдущего, но значительный акцент в нем будет сделан на давно обещанную модернизацию ядерных сил США.
Общий прирост затрат на ядерные вооружения и их модернизацию составит около 25%.
Естественно, что при внесении подобных «модернизационных корректив» в США будут учтены и те прорывные достижения в военной области, о которых говорил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию 2018 года.
«Напряженная работа «над перспективной техникой и вооружениями» была начата, по свидетельству Владимира Путина «после одностороннего выхода США из Договора по ПРО». А сейчас, явно находясь «под впечатлением» российских разработок США, со своей стороны, в будущем году планируют увеличить ассигнования на континентальную ПРО в три раза», — подчеркивает эксперт.
По его мнению, «все это вместе взятое наводит на мысль о том, что
мы вновь шаг за шагом втягиваемся в гонку вооружений, которая, как не раз утверждалось официальными представителями сторон — «не наш выбор».
Новая администрация Джо Байдена, безусловно, будет корректировать военный бюджет страны. Но его главные положения вряд ли будут затронуты. Есть некоторые надежды на возрождение контроля над вооружениями — традиционного направления военной политики демократов.
«Пока что очевидно, что основные негативные политические тенденции в отношениях сторон, подпитывающие национальные военно-промышленные комплексы останутся без изменений», — заключает Сергей Ознобищев.