Согласованный обеими палатами конгресса Соединенных Штатов проект оборонного бюджета страны на 2021 финансовый год, который начался 1 октября, предполагает обязательное введение санкций против Турции из-за приобретения ею российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400.
«Не позднее чем через 30 дней после выступления в силу этого закона президент [США] должен ввести пять или более из ограничительных мер, указанных в разделе 235 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», в отношении каждого лица, которое сознательно участвовало в приобретении систем С-400», — указано в распространенном 3 декабря документе.
Это положение закона предусматривает 12 вариантов ограничительных мер. Речь идет в том числе о закрытии доступа к финансированию, запрете на сделки на внутреннем американском рынке и ограничениях на въезд на территорию США.
При этом глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу выразил надежду, что новая американская администрация будет готова обсуждать вопрос покупки Анкарой российских систем ПВО С-400.
«Во времена предыдущей администрации США у нас появился вопрос с С-400. Президенты (Турции Реджеп Тайип) Эрдоган и (США Дональд) Трамп вели хороший диалог и имели откровенные отношения, обсуждая все проблемы. К сожалению, проблема осталась. Мы предлагали США сформировать рабочую группу по С-400 под эгидой НАТО, НАТО поддержало эту идею оценить наше беспокойство и позицию по поводу С-400, но они (США) отказались от этого предложения», — объяснил глава внешнеполитического ведомства в ходе выступления на международном форуме «Средиземноморские диалоги».
Как отметил Чавушоглу, пока Турцию спрашивают о С-400, никто не напоминает Соединенным Штатам и другим союзникам, почему они не продавали системы противовоздушной обороны (ПВО) на протяжении десяти лет и почему они отозвали комплексы Patriot, когда Анкара особенно в них нуждалась.
«Все, что нам нужно от текущей или будущей администрации, — принять участие в решении вопроса путем диалога вместо языка угроз и санкций», — подчеркнул министр.
Спор Анкары и Вашингтона начался в 2017 году после того, как Турция заключила с Россией контракт на поставку систем С-400. Турция стала первой страной Североатлантического альянса, которая приобрела у РФ эти комплексы. Стоимость сделки составила $2,5 млрд, половину из которых покрывает предоставленный Россией кредит. Первые поставки начались 12 июля прошлого года.
Соединенные Штаты после заключения Турцией этого контракта призвали ее отказаться от сделки и вместо этого приобрести американские комплексы Patriot.
Против того, что Турция приобрела С-400, выступает и Североатлантический альянс в целом. В военном блоке свою позицию объясняют возможностью утечки через «Триумф» сведений, которые раскрывают возможности созданных в США истребителей пятого поколения F-35 Lightning II. По этой причине Вашингтон приостановил поставку Анкаре этих самолетов. Турция должна была получить более 100 единиц этой техники.
Несмотря на то, что Соединенные Штаты регулярно угрожали турецкой стороне введением санкций за покупку «Триумфов», Анкара так и не отказалась от этого контракта.
В середине октября турецкая сторона впервые опробовала купленные у России зенитные ракетные системы на учениях на севере страны в районе города Синоп, сообщал ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник. «На учениях были выполнены пуски трех ракет ЗРС С-400. Все они успешно поразили назначенные цели», — подчеркнул собеседник агентства. «Интерфакс» со ссылкой на источник в РФ отмечал, что первые испытания Анкарой ЗРС С-400 «подтвердили высокую надежность» техники из России.
В очередной раз в конце прошлого месяца американский постпред при НАТО Кэй Бейли Хатчинсон сообщила о надежде США на то, что Турция изменит свою позицию по поводу закупки и введения в строй российских ЗРК С-400.
«Мы надеемся, что перед тем, как запустить это оборонительную систему, они поймут последствия... Надеюсь, Турция думает об этом, и надеюсь, что они откатят это решение, которое они приняли по ошибке», — подчеркивала она.
Хатчинсон назвала вопрос С-400 главным фактором беспокойства для Вашингтона в отношениях с Анкарой.