США могут ввести санкции против российского Министерства обороны, некоторых предприятий оборонной сферы и гражданской промышленности, одного ФГУПа, связанного с администрацией президента России, а также экспертно-криминалистического центра ГУВД по Нижегородской области. Это следует из чернового варианта проекта «черного списка», который готовит администрация действующего президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, сообщает РИА «Новости».
Новые меры связаны с ограничениями, которые, как указано в проекте, собираются объявить против 89 китайских компаний, сотрудничающих с военными, и 28 организаций авиационной, ракетно-космической и атомной отраслей, приборо- и двигателестроения, а также научных центров в России.
В список, в частности, могут попасть институты государственной корпорации «Росатом», участвовавшей в создании перспективных вооружений, и два предприятия Роскосмоса.
Кроме того, санкции могут распространить на производителей вертолетов и авиадвигателей, разработчиков и поставщиков авиационных материалов и систем организации воздушного движения.
Как отметил знакомый с ситуацией источник РИА «Новости», если санкции утвердят, компаниям в США потребуется получение специальной лицензии для продолжения любых контактов с предприятиями в РФ.
До этого российские космические и атомные компании и учреждения не попадали под ограничения со стороны Вашингтона. Исключение составляет только введенный в прошлом году запрет Пентагона пользоваться российскими услугами при коммерческих запусках спутников, если это представляет угрозу кибербезопасности страны. Соответствующие поправки военное ведомство разместило в конце мая прошлого года на сайте Федерального регистра. Согласно тексту, запрет начнет действовать с 2023 года.
В Пентагоне тогда уточнили, что нововведение относится к коммерческим запускам и затронет «менее 86 небольших организаций».
Госдепартамент 24 ноября текущего года сообщил о санкциях против трех российских организаций («Авиазапчасть», ОАО «Элекон» и Nilco Group). В документе ведомства указано, что ограничения предусмотрены третьим разделом закона о нераспространении оружия массового поражения в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии. Они вступили в силу 6 ноября этого года. Санкции запрещают любым правительственным структурам Соединенных Штатов иметь дело с указанными компаниями. Они также лишают права выдавать лицензии на передачу им товаров, находящихся на экспортном контроле.
Посол России в США Анатолий Антонов считает введение этих санкций очередным дискриминационным шагом. «Понятно, что такой неконструктивный подход не способствует оздоровлению климата в российско-американских отношениях. Не вызывает сомнений, что односторонние меры США направлены на подрыв экономического потенциала российских компаний», — приводятся слова дипломата на странице дипмиссии в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена).
Антонов назвал действия американской стороны нелегитимными и призвал отказаться от безосновательных обвинений.
В качестве альтернативы угрозам и шантажу он указал на политико-дипломатические методы.
Незадолго до этого, 19 ноября, американский минфин объявил о внесении в санкционные списки двух расположенных в России компаний. Под ограничения попали российская строительная компания «Мокран» из Санкт-Петербурга и северокорейская «Генеральная торговая компания «Чхолсан»», филиал которой находится в Москве. Согласно заявлению ведомства, обе компании подали запрос и получили разрешение на выезд из КНДР рабочей силы для труда на территории России.
«Северная Корея имеет долгую историю эксплуатации своих граждан: отправляет их в дальние страны для работы в изнурительных условиях, чтобы финансово поддерживать Пхеньян и его программы [по созданию] вооружений. Страны, которые все еще принимают северокорейских рабочих, должны отправить их домой», — заявил в этой связи министр финансов США Стивен Мнучин.