Российский Следственный комитет предъявил заочное обвинение в гибели летчика Романа Филипова в Сирии четырем участникам запрещенной в РФ террористической организации «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России).
Следователи объявили их в международный розыск, сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.
Она уточнила, что речь идет о Мухаммеде Гази Аль-Алейвию, Ибрахиме Рамадане Аль-Ахмаде, Абделе Басыте Ибрахиме Аль-Хамуде, Абдель Саттаре Абдуле Гафуре ас-Сыяхе. Их заочно обвиняют в совершении преступлений по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической»), ч. 1 ст. 226 УК РФ («Хищение огнестрельного оружия»), а также ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство»).
Как подчеркнули в Следкоме, указанных лиц объявили в международный розыск. Следствие намерено ходатайствовать перед судом об избрании для них меры пресечения в виде ареста.
Сведения, которые позволили установить обстоятельства гибели российского летчика и причастных к этому лиц, удалось получить благодаря активной работе следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета в Сирии во взаимодействии с российским Минобороны и компетентными органами Арабской республики, подчеркнула Петренко.
Места гибели Филипова и крушения самолета были исследованы по спутниковым снимкам. По словам Петренко, следователи нашли в идлибской зоне обломки самолета и допросили свидетелей, в том числе сирийцев. Помимо этого, как отметили в СК, на данный момент проводятся взрывотехнические, баллистические, идентификационная экспертизы.
В начале марта «Новая газета» сообщала, что заочно арестованный по обвинению в убийстве Филипова сирийский боевик Тарек Сохта обратился к России с просьбой снять с него обвинения.
Автор репортажа Вадих Эль-Хайек встретился с боевиком в офисе сирийского туркменского совета в деревне на границе Сирии и Турции. Сохта попросил журналиста передать российской стороне, что он не виновен в убийстве летчика. Боевик заверил, что в тот момент находился в 2 км от места гибели россиянина. Журналист предложил ему и его двоюродному брату Амеру записать на камеру обращение, но родной брат Тарека Сохты запретил родственнику делать это.
«Он спросил меня, кто я и что делаю. Узнав про затею Тарека и Амера, он изменился в лице: «Ни в коем случае! Не надо будить спящее дело! Скоро все это забудется и будет все хорошо», — писал корреспондент.
Как пояснил Эль-Хайек, брат Терека Сохты считает, что эту запись могут приравнять к признанию вины.
Решение о заочном аресте Сохты по делу об убийстве Филипова Басманный суд Москвы вынес еще в июле 2018 года.
Такую же меру пресечения суд избрал и для Амера Сохты, а также Мурада Джума Шрейба. Всех их объявили в международный розыск.
Согласно информации «Новой газеты», Тарек и Амер Сохта пожаловались, что из-за официальных обвинений они «не могут ни работать, ни переехать куда-то».
Роман Филипов погиб 3 февраля 2018 года, когда облетал на штурмовике Су-25 идлибскую зону деэскалации. Он попал под ракетный удар из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Российский летчик до последнего пытался удержать самолет в воздухе. Военнослужащий успел доложить об атаке, а после этого катапультировался. На земле Филипов вступил в неравный бой с террористами. Боевики подобрались близко, и россиянин подорвал себя гранатой со словами: «Это вам за пацанов».
Тело майора вернули в Россию благодаря действиям военной разведки РФ и турецких сил. На подмосковном военном аэродроме «Чкаловский» с погибшим летчиком простилось руководство российского военного ведомства. На церемонии присутствовали, в частности, глава министерства Сергей Шойгу, его заместитель Николай Панков и другие военачальники.
Экс-главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов в своей речи подчеркнул, что подвиг Филипова потряс людей в России и за ее пределами.
В ходе церемонии в Кремле российский президент Владимир Путин передал родственникам Филипова присвоенную ему посмертно Золотую звезду Героя.
«Техника, оружие появятся и у других стран. У нас это уже есть, нас это не волнует. Главное не в этом. Главное в другом. В людях. Таких людей, как Роман Филипов, у них не будет никогда», — подчеркнул глава государства.