Одним из главных средств противодействия подводным лодкам и кораблям противника в США представляют подводный комплекс Hammerhead («Рыба-молот»), который размещается на морском дне, находясь в так называемом режиме ожидания. Специальная акустическая система способна «прислушиваться» к сигналам вражеских подводных лодок и выпускать самонаводящиеся торпеды для их ликвидации, пишет Popular Mechanics.
Установленные на маршрутах перехода морем вражеских кораблей, морские мины, как представляют американские военные, могут замедлить проход судов через жизненно важные районы Мирового океана или даже свести к нулю какую-либо военно-морскую активность. Морские мины также трудно обнаружить, и подводные взрывы, вызванные их детонацией, могут нанести серьезный, а иногда и фатальный ущерб корпусу корабля.
Необитаемые морские мины, как правило, не привлекают внимания общественности. Однако они значительно более эффективны, чем думает широкая публика, пишет PM.
Морские мины союзников потопили 266 японских торговых или военно-морских судов во время Второй Мировой войны на Тихом океане и при этом ни одни моряк или пилот ВМС США или Королевского военно-морского флота Великобритании не подвергался опасности. Три корабля ВМС США — крейсер Princeton, фрегат Samuel B. Roberts и универсальный десантный корабль Tripoli уже после окончания Второй Мировой войны были повреждены морскими минами.
Теперь, столкнувшись с перспективой морской войны на просторах Северной Атлантики и Тихого океана, ВМС США готовят новое поколение морских мин для защиты от подводных лодок ВМФ России и ВМФ НОАК.
«Перспективная система Hammerhead представляет собой якорную противолодочную мину, которая оснащена 324-мм противолодочной торпедой для поражения подводных лодок», — рассказал «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Помимо капсулы с 324-мм торпедой Mk 54, мина Hammerhead имеет следующие модули: якорный, двигательный, обнаружения, управления, связи.
Основным средством постановки мин-торпед Hammerhead должны стать автономные подводные аппараты большой дальности, что позволит скрытно проникать к базам подводных лодок противника и производить постановки непосредственно в районах базирования и развертывания подводных лодок противника.
В 2019 году программа Hammerhead была включена ВМС США в список программ ускоренного приобретения Maritime Accelerated Acquisition (MAA). В декабре 2019 года был выпущен запрос предложений по Hammerhead. Окончательный запрос предложений должен быть выпущен осенью, с заключением контракта в 2021 финансовом году на проектирование и испытания до 30 опытных образцов, ожидаемого и поставкой «оперативно релевантных» опытных образцов к концу 2023 финансового года.
«Mark 54 представляет собой малогабаритную 324-мм противолодочную торпеду. Она состоит на вооружении ВМС США и некоторых других стран. Мk54 развивает скорость более 40 узлов (около 70 км/час) и имеет дальность хода в 2400 м. Торпеда использует активное и пассивное гидроакустическое самонаведение. Боевая часть Mk54 весит 44 кг.
Предприятие-разработчик — фирма Raytheon Integrated Defense Systems», — рассказал Руслан Пухов.
Якорная мина-торпеда Hammerhead предназначена для установки на средних и больших глубинах (есть основания предполагать, от 300 до 800-900 м).
Как сообщил специалист, военно-морские силы США планируют для установки мин Hammerhead в ключевых районах Мирового океанах (в важнейших проливных зонах) использовать беспилотные подводные аппараты (Extra Large Unmanned Underwater Vehicle, XLUUV). К таковым относится новая субмарина разработки корпорации Boeing Orca («Касатка»).
Orca представляет собой дизель-электрическую подводную лодку длиной 16 м и водоизмещением в 50 т. Дальность действия аппарата — до 6500 морских миль. Лодка имеет отсек полезной нагрузки длиной 10,5 м и объемом 56,6 куб. м. Субмарина разрабатывалась на платформе автономного необитаемого аппарата Echo Voyager, который также построила компания Boeing.
Orca — полностью автономный сверхбольшой беспилотный подводный аппарат. Подлодка предназначена для выполнения различных боевых задач, которые были ранее невозможны из-за небольших размеров подводных беспилотников. Основные агрегаты и механизмы перспективной подводной лодки будут модульной конструкции.
В ВМС США предполагают, что такие беспилотные корабли смогут существенно расширить боевые и оперативные возможности американского флота.
Компания Boeing планирует завершить работу над субмариной Orca к июню 2022 года. Контракт предусматривает, что Boeing получит $43 млн на изготовление, испытание и поставку четырех сверхбольших беспилотных подводных аппаратов «Orca».
Американские журналисты описали принцип работы системы Hammerhead. После того, как беспилотный подводный аппарата типа XLUUV выпускает Hammerhead, якорный модуль закрепляет мину на морском дне, где она может ожидать своего часа дни, недели или даже месяцы, чтобы получить приказ об активации.
Как только модуль управления и контроля получает команду на активацию, модуль датчика начинает незаметно прослушивать акустические сигнатуры приближающихся подводных лодок. Затем Hammerhead пропускает шумы через модуль обработки сигналов и принятия решений и сравнивает их с ранее записанными сигнатурами известных подводных лодок противника.
Если подтверждено присутствие вражеской подводной лодки, Hammerhead может выпустить свою торпеду Mk54, а затем сигнализирует на пункт управления, что система атаковала субмарину противника.
В будущих войнах большие беспилотные подводные аппараты типа Orca будут проникать в воды врага и «засеивать» их минами Hammerhead.
Одной из важных ролей системы Hammerhead может стать борьба с новой российской торпедой «Посейдон».
Она, как пишет Popular Mechanics, представляет собой большую 65-футовую ядерную торпеду с двухмегатонной боеголовкой, предназначенную для поражения военно-морских баз и прибрежных целей гипотетического противника во время ядерной войны.
«Посейдон», вероятно, будет запускаться со специально модифицированных подводных лодок ВМФ России и перемещаться под водой со скоростью не менее 56 узлов, что существенно затрудняет его перехват. Стена из мин Hammerhead, заложенных на вероятных маршрутах следования «Посейдона» к объектам поражения, сможет остановить это оружие Судного дня, полагают в Popular Mechanics.
2М39 «Посейдон» представляет собой полностью роботизированную быстроходную (до 200 км/час) глубоководную малозаметную атомную подводную лодку миниатюрных размеров (диаметр 1,8 м, длина 20 м, вес — около 100 т). «Посейдон» является самой большой торпедой в мире, он тяжелее стандартной торпеды в 30 раз.
«Посейдон» настолько большой, что его могут перевозить только специально переоборудованные субмарины. К таковым относится атомная подводная лодка К-329 «Белгород», пока единственный представитель проекта 09852.
«Торпеда Судного дня» имеет фактически неограниченную дальность действия. Разработчик системы 2М39 — ОАО ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБ «Малахит».