Сухопутные войска ВС США в настоящее время работают над новой пушкой дальнего действия, которая будет поражать цели на расстоянии до 1150 миль (более 1850 км). Если эта технология сработает, то стратегическая дальнобойная пушка (Strategic Long Range Cannon, SLRC) предоставит возможность американской артиллерии вести огонь в 50 раз дальше, чем из существующих на сегодня орудий, пишет Popular Mechanics. На суше «суперпушку» предполагается транспортировать с помощью тяжелых автотягачей.
У перспективной пушки также есть потенциал вернуть в строй спящий класс больших боевых кораблей, которые когда-то считались ушедшими навсегда, — линкоров.
Крупнокалиберные орудия сделали линкоры устаревшими десятилетия назад, пишет PM. Дальность стрельбы нового оружия могла бы сделать подобные корабли лучшей платформой для его размещения, полагают американские журналисты.
Имея эффективную дальность стрельбы примерно 1850 км, что примерно на 1130 миль дальше (около 1818 км), чем у всех существующих на сегодня орудий, SLRC может стать поистине революционным прорывом в развитии ствольной артиллерии.
В Сухопутных войсках ВС США не объяснили представителям PM, каким образом «суперпушка» будет обеспечивать подобную дальность стрельбы, но, похоже, там уверены, что это орудие будет работоспособным. Комитет, сформированный Национальными академиями наук, инженерии и медицины, в настоящее время изучает эти технологии. В свою очередь, Сухопутные войска планируют испытать прототип орудия уже в 2023 году.
Предполагается, что столь большая дальность стрельбы пушки позволит пробить бреши в обороне противника, через которые смогут прорваться силы Соединенных Штатов.
Сухопутные войска ВС США пока рассматривают «суперпушку» в буксируемом варианте. Однако SLRC уже сталкивается с ощутимыми ограничениями, если рассматривать ее применение только в этом формате.
К примеру, США должны будут получить разрешение от таких стран, как Филиппины, Германия, Норвегия или Япония, чтобы разместить это оружие на их национальной территории.
Помимо прочего, транспортировка подобной пушки с помощью тяжелых автотягачей будет ограничена дорогами с твердым покрытием. Чтобы просто доставить орудие на поле боя, потребуются близлежащие аэродромы, безопасное воздушное пространство и достаточное количество военно-транспортных самолетов ВВС США для передислокации пушки в разобранном виде.
Решение подобных проблем состоит в размещении хотя бы части подобных пушек на кораблях.
Всего один корабль мог бы нести целую батарею из четырех орудий, которую Сухопутные войска предполагали разместить за границами США, а также необходимый боекомплект для ведения продолжительного огня. Военный корабль мог бы перемещать орудия в море, не спрашивая ни у кого разрешения, и вражеским силам было бы труднее поразить маневрирующее судно, пишет Popular Mechanics.
Корабль также будет обладать существенно большей гибкостью в вопросах боевого применения, развертываясь в тех районах, где местные союзники США могут и не захотеть размещать столь крупнокалиберную артиллерию.
В 1940 году большинство крупных мировых держав содержало значительные флоты линкоров. Большие и сильно бронированные военные корабли имели на вооружении от восьми до двенадцати орудий калибра 305-457 мм. Линкоры задумывались как средство, решающее исход войны в битвах на морях и океанах.
К июлю 1942 года, однако, реальные события вылили на сторонников линкоров ушат холодной воды. Уничтожение немецкого линкора «Бисмарк», гибель линкора «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Рипалс» Королевского военно-морского флота Великобритании и битва за Мидуэй доказали превосходство авиации над крупнокалиберными орудиями линкоров. Последние корабли этого типа сошли со стапелей в 1944 году, и, несмотря на периодические возвращения в строй из режима консервации, этот класс судов считается устаревшим.
Линкоры проиграли авианосцам из-за того, что их огневая мощь, какой бы большой она ни была, была ограничена относительно небольшой дальностью стрельбы орудий главного калибра. Последние линкоры класса Iowa, построенные для ВМС США, имели на вооружении девять 16-дюймовых (406 мм) орудий Mk7, но могли поражать цели только на максимальном расстоянии в 23,6 мили.
Кроме того, Iowa, за исключением пары гидросамолетов, была относительно «слепой» и не могла обнаруживать вражеские корабли на загоризонтных расстояниях.
Вторая мировая война показала, что эра тяжелых артиллерийских кораблей и их дуэлей в пределах визуальной видимости заканчивается, а линкоры утратили роль главной ударной силы флота, уступив ее морской авиации (в значительной степени — палубной авианосной) и подводным лодкам.
Так, на долю авиации пришлось в годы войны 47% потопленных линкоров, авианосцев и крейсеров всех воевавших стран (для ВМФ СССР — 100%), на подводные лодки — 28%, на торпеды надводных кораблей — 15%, а на долю корабельной артиллерии — всего около 8,5%. Случаи потопления линкоров огнем корабельной артиллерии были редкими (за войну всего шесть эпизодов).
Авианосец же может посылать свои самолеты на сотни миль во всех направлениях в поисках кораблей противника. После обнаружения отрядов боевых кораблей неприятеля авианосец отправляет палубную авиацию для нанесения сокрушительного удара по неприятелю с воздуха, пишет PM.
ВМС США могут базировать SLRC на линкорах нового класса. «Назовем его классом Montana в честь линкоров, которые были запланированы, но так и не построены», — предлагает Popular Mechanics.
Класс Montana вполне может обладать малой радиолокационной заметностью, как и эсминцы класса Zumwalt, убирая стволы орудий в подпалубное пространство, когда они не используются. В главном броневом поясе, вероятно, не было бы необходимости, поскольку Montana нового поколения не участвовала бы в титанических поединках линкоров по образу и подобию Первой и Второй мировых войн. В качестве возможной альтернативы ВМС США могли бы выбрать установку орудий и на более дешевые коммерческие суда, например, госпитальные корабли класса Mercy.
Возрожденные на новой технологической основе линкоры Montana могут дать ВМС США возможность поражать объекты противника на беспрецедентных дальностях.
С Северного моря Montana может обстреливать цели на западе России и даже саму Москву.
Всего один линкор в Индийском океане может держать под прицелом большую часть Пакистана, Афганистана, Ирана, Йемена и Сомали. В Тихом океане «Монтаны», находящиеся в безопасности позади Японии, могут бомбардировать всю Северную Корею и другие объекты на евразийском континенте — вплоть до Пекина и Шанхая, пишут американские обозреватели.
Корабль класса Montana сможет нести четыре пушки SLRC в двух башнях по два орудия в каждой. В качестве самообороны новый линкор целесообразно оснастить ракетами Evolved Sea Sparrow и системами ПВО ближнего действия типа Phalanx. Помимо этого, возрожденная Montana будет полагаться на боевые возможности кораблей охранения типа крейсер/эсминец. И, наконец, на его неуязвимость будет работать беспрецедентная дальность стрельбы новых орудий главного калибра.
Хотя и желательно, чтобы корабль этого типа зарезервировал как можно больше внутреннего объема для размещения артиллерийских боеприпасов для своего главного калибра — SLRC, ВМС США могут найти место и для ракетных шахт, каждая из которых несла бы крылатую ракету морского базирования типа «Томагавк». Это позволит классу «Монтана» проводить ракетные и артиллерийские атаки одновременно, усложняя возможности противника по обороне своих объектов.
Новые корабли класса «Монтана» также могут поражать цели на больших расстояниях, не подвергая опасности пилота, и, в зависимости от стоимости боеприпасов, будут делать это дешевле, чем истребитель, полет которого обходится в $45 тыс. в час. При этом авианосцы являются настолько универсальными платформами, что новый тип линкоров просто дополнит их, а не вытеснит.
«Для начала напомним, что в свое время американцы не достроили даже два линкора типа Iowa — Illinois (BB65) и Kentucky (BB66). Необходимость в них отпала в связи с завершением Второй мировой войны. 19 июля 1940 года в США было заказано пять линейных кораблей класса Montana — USS Montana (BB-67), USS Ohio (BB-68), USS Maine (BB-69), USS New Hampshire (BB-70) и USS Louisiana (BB-71). Однако вскоре их постройка была заморожена на неопределенное время, а 21 июля 1943 года окончательно отменена. Воссоздать эти корабли в том виде, в котором они проектировались ранее, невозможно. Для этого надо иметь судостроительную промышленность образца 1943 года. От этих линкоров можно взять только названия», — говорит «Газете.Ru» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По словам специалиста, разумеется, очень заманчиво иметь корабельную артиллерию с дальностью стрельбы свыше 1800 км. Однако пока американцам не удалось довести до ума артиллерийские установки AGS калибра 155 мм трех эсминцев типа «Замволт» с дальностью стрельбы до 150 км.
Стоимость одного управляемого снаряда для орудия этого типа достигла $0,8-1,2 млн, а с учетом амортизации и текущих ремонтов орудия цена выстрела составила $2 млн. Иными словами, снаряд «Замволта» стал дороже крылатой ракеты морского базирования «Томагавк», имеющей на порядок большую дальность полета и мощность доставляемой к цели боевой части.
Все это привело к тому, что «Замволт» фактически остался без оружия, вокруг которого, собственно говоря, и производилось его строительство.
«По факту пока получается так — пушку с дальностью стрельбы в 148 км и боеприпасы к ней довести до серии не удалось, но уже взялись за орудие с дальностью стрельбы почти в 2000 км. Будем наблюдать», — заключает Константин Макиенко.