ВМС США создают всеобъемлющую информационно-коммуникационную сеть, которая, как предполагают разработчики, позволит сражаться с высококлассными противниками, в том числе и Китаем, пишет Defense News.
Глава военно-морских операций ВМС США адмирал Майкл Гилдей поручил контр-адмиралу Дугласу Смоллу возглавить программу, в рамках которой будут разрабатываться соответствующие сети, инфраструктура, архитектура данных, необходимые инструменты и аналитика. Планируется, что все это будет поддерживать операционную среду, которая обеспечит устойчивое господство американского флота на океанских и морских театрах военных действий.
Программа получила название «Проект превосходство», и, по версии Гилдея, она имеет высший приоритет после перспективной атомной подводной ракетной лодки класса «Колумбия», которая, по сути, представляет собой задачу рекапитализации американских морских стратегических сил.
В прошлом адмирал Гилдей называл усилия по созданию мощной информационно-коммуникационной сети своим «Манхэттенским проектом», ссылаясь при этом на быстрое создание атомной бомбы в 1940-х годах.
Актуальность усилий по созданию этой сети подчеркивает растущее чувство беспокойства, которое испытывают военно-морские силы США по поводу своего положения в мире по мере того, как Китай успешно продвигается к своей цели по достижению статуса первоклассной военной державы к 2049 году.
«Способность ВМС установить и поддерживать контроль на океанских и морских театрах военных действий в будущем находится под угрозой. Я уверен, что устранение этого риска зависит от усиления распределенных морских операций с помощью объединенных пилотируемых/беспилотных сил, использующих искусственный интеллект и машинное обучение», — пояснил в одной из своих служебных записок Гилдей.
«Я не уверен, что мы строим военно-морскую оперативную архитектуру, соединяющую и обеспечивающую эти будущие силы так быстро, как мы должны это делать», — добавил адмирал.
Информационно-коммуникационная сеть ВМС США должна подключиться к Объединенному общедоменному (то есть действующему во всех возможных сферах) командованию и управлению усилиями ВВС США, за которым уже выстроились и все остальные службы.
В отдельной записке, адресованной вице-адмиралу Джеймсу Килби (главный офицер ВМС США по требованиям к ведению боевых действий), Гилдей сформулировал пожелание, чтобы ВМС разработали как концепцию операций, так и последовательную цепь поражения объектов противника.
Предполагается, что она будет основа на схеме «любой датчик, любой стрелок». То есть идея заключается в том, что любой трек, полученный любым датчиком, может быть передан на любой корабль или платформу с ракетой, с помощью которой можно будет поразить противника. И это может быть реализовано с помощью информационно-коммуникационной сети Джеймса Смолла.
«Самая большая проблема для нас сейчас — присоединить все к главному командованию и соответствующим средствам управления. Мы создаем сетевое вооружение, сетевые платформы и сетевые командно-контрольные узлы, но у нас пока нет адекватной сети, а это критически важный элемент», — ранее рассказывал Гилдей.
Военно-морские силы США в настоящее время работают над концепцией операций, которая свяжет воедино корабли, самолеты и беспилотные платформы с помощью различных узлов ретрансляции. К таковым относятся небольшие беспилотные летательные аппараты, корабли (к примеру, будущий фрегат) или самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления типа E-2D Hawkeye.
Идея состоит в том, чтобы распределить силы по обширной территории, а не группироваться вокруг авианосца, чтобы возложить максимальную нагрузку на китайскую разведку и средства распознавания.
Эти рассредоточенные сетевые силы будут соединять различные средства поражения. Таким образом, если какой-либо отдельный узел в сети видит что-то, что нужно поразить, любой актив ВМС или ВВС с оружием в пределах досягаемости может уничтожить этот объект.
Это привело к принятию на вооружение ВМС США ракет все большей дальности. Но чтобы это работало, все части должны быть связаны в единое целое с помощью надежной сети связи. Нынешняя архитектура, по мнению ВМС, еще недостаточна для успешного функционирования, учитывая инвестиции Китая и России в радиоэлектронную борьбу, которая может создавать помехи для связи.
«Газета.Ru» ранее писала, что Пентагон оценил развитие вооруженных сил Китая и выделил сферы, в которых Пекин не только преуспел, но и опережает все остальные страны. Среди них — ВМФ и ядерное оружие.
«Китайская Народная Республика в настоящее время имеет самый большой военно-морской флот в мире общей численностью около 350 кораблей и подводных лодок, в том числе более 130 надводных кораблей основных классов», — говорится в ежегодном отчете министерства обороны США конгрессу о вооруженных силах Китая за 2020 год.
В докладе Пентагона говорится, что ВМФ НОАК «становится все более современной и гибкой силой». Китайцы сосредоточились на «замене платформ предыдущих поколений с ограниченными возможностями в пользу более крупных и современных многоцелевых боевых единиц».
«По состоянию на 2019 год ВМФ НОАК, в основном, состоит из современных многоцелевых платформ с передовыми противокорабельными, противовоздушными и противолодочными вооружениями, средствами разведки и связи», — уточняется в документе военного ведомства США.
Наибольшее внимание привлекает растущий парк авианосцев Китая. У ВМФ НОАК в настоящее время есть один ветхий авианосец из бывшего Советского Союза, новый авианосец, построенный уже в Китае, третий авианосец находится в стадии строительства, и планируется построить еще четыре или более кораблей подобного типа.
Китайский авианосный флот, оснащенный передовыми системами, такими как электромагнитные катапульты, может обеспечить авиационное прикрытие морских десантных сил при вторжении на Тайвань или даже противостоять ВМС США в сражении авианосцев с авианосцами, которое гипотетически может произойти впервые со времен Второй мировой войны.
«Столь быстрое усиление боевых и оперативных возможностей Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая всерьез беспокоит высший руководящий состав ВМС США», — утверждает экс-замначальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
Именно этим, по мнению военачальника, объясняются столь масштабные усилия американского флота в сфере создания информационно-коммуникационных сетей, которые по своей важности приравниваются к «Манхэттенскому проекту».