«Существующий флот британских фрегатов может быть сокращен с 13 боевых единиц до всего лишь восьми, поскольку замена их новыми кораблями оказалась весьма дорогостоящим делом», — пишет Daily Telegraph.
Более того, Великобритания может стать обладательницей флота фрегатов всего-навсего одного типа, рассказал Daily Telegraph представитель военно-морского флота.
«В конечном итоге у нас может оказаться меньше 10 боевых кораблей», — добавил он.
Проблема в том, что 13 британских фрегатов типа 23 устаревают. Фрегаты типа 23 находятся на вооружении ВМС Великобритании с 1989 года. Они известны также под названием тип «Дюк» (англ.: Duke — герцог), поскольку все 16 кораблей названы в честь английских герцогов («Ланкастер», «Мальборо», «Монмут» и др.).
Именно эти 5000-тонные фрегаты, вооруженные противокорабельными ракетами Harpoon, зенитными управляемыми ракетами Sea Wolf и Sea Ceptor и противолодочными торпедами Sting Ray, составляют основу противолодочных сил Королевского военно-морского флота. Но они были переданы в боевой состав британского ВМФ в конце 1980-х и начале 1990-х годов и должны были быть выведены из эксплуатации к 2025 году.
Предполагалось, что 13 кораблей типа 23 будут заменены первоначальной партией из трех фрегатов Тип 26 и пяти Тип 31, а в конечном итоге британскому флоту будет передано в общей сложности 19 новых кораблей.
«Тип 26 или «Глобальный боевой корабль» (Global Combat Ship, GCS) — перспективный фрегат ВМС Великобритании, планируемый для замены 13 кораблей типа 23. Он представляет собой многоцелевой корабль для противолодочной и противовоздушной обороны, а также для операций общего назначения», — рассказал «Газете.Ru» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Как пояснил собеседник издания, эта программа стартовала в 1998 году и была известна как Future Surface Combatant (FSC, будущий надводный боевой корабль). В марте 2010 года программа была переименована в Global Combat Ship и подписан четырехлетний контракт с компанией BAE Systems. Cдача головного корабля («Глазго», HMS Glasgow) планировалась в 2023 году.
Этот корабль планируется оснастить обзорным радаром Тип 997 Artisan 3D и ЗРК Sea Ceptor с 48 установками вертикального пуска (УВП). Дополнительная УВП Mk41 c 24 ячейками в ударном варианте будет располагаться впереди мостика и способна стрелять крылатыми ракетами «Томагавк», перспективной противокорабельной ракетой «Персей» или ракетами Sea Ceptor, расположенными по 4 ракеты в каждой ячейке УВП.
Вместо нынешней стандартной английской морской 114-мм пушки Mk 8 фрегат Типа 26 должен получить стандартную 127-мм пушку НАТО Mk 45. Кроме того, корабль будет вооружен двумя ЗАК Mk 15 Phalanks, двумя автоматическими 30-мм пушками DS30M Mk 2, а также пулеметами.
Постройка для ВМС Великобритании пяти фрегатов типа 31 (GPFF, General Purpose Frigate) планировалась в качестве более «дешевого» дополнения к восьми большим многофункциональным фрегатам типа 26, рассказал Константин Макиенко.
По его словам, фрегат типа 31 должен иметь полное водоизмещение около 5700 т, длину 138,7 м, ширину 19,8 м и осадку 4,8 м. Вооружение корабля составят перспективный противокорабельный ракетный комплекс (опционально; сам тип пока что не выбран ВМС Великобритании), ЗРК Sea Сeptor, 114-мм артиллерийская установка Mk 8, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс Phalanx Mk 15, 324-мм торпедные аппараты и вертолет класса Merlin.
Особенностью корабля станет наличие помещений для размещения 65-75 человек морской пехоты или спецназа. Радиоэлектронное вооружение корабля составят АСБУ Thales TACTICOS, РЛС Thales SMART-S и NS100, ГАС типа 2087 и комплекс РЭБ Vigile D.
Однако, как пишет Forbes, фрегаты Тип 26 водоизмещением в 7000 т будут стоить £1 млрд ($1,3 млрд) за единицу, в то время как фрегаты Типа 31 меньшего водоизмещения в 5700 т будут стоить £250 млн ($331,9 млн) каждый. Первый Тип 31 планировалось передать флоту в 2023 году, а все пять кораблей должны быть введены в эксплуатацию к 2028 году.
Но текущий комплексный обзор обороны и безопасности (всесторонний обзор британских стратегических целей и ресурсов) может «преждевременно сократить существующие фрегаты, чтобы сэкономить деньги и отложить заказ и ввод в боевой состав флота новых фрегатов, что оставит после себя зияющую пропасть», сообщил Daily Telegraph источник в кораблестроительной отрасли Великобритании.
«Это очень опасная ситуация. С таким же успехом ты можешь начать утверждать, что собираешься защищать Великобританию, используя кучу байдарок и каноэ», — добавил источник.
Лорд Уэст, бывший первый морской лорд Королевства, предупредил, что меньшие силы противолодочных фрегатов «повлияют на обеспечение боевой устойчивости наших средств сдерживания, защиту торговых судов в Персидском заливе, обеспечение охранения новых авианосцев и операций на Дальнем Востоке, Балтике, Средиземном море и в районе Фолклендских островов».
Уменьшение боевых и оперативных возможностей противолодочной обороны создает множество проблем, помимо собственно уменьшения совокупной огневой мощи противолодочных кораблей, пишет Forbes.
Меньшее количество кораблей означает, что когда суда размещаются в ремонт или на текущее обслуживание, то разумно ожидать, что, по крайней мере, одна треть боевого состава фрегатов будет обездвижена, а нагрузка на оставшиеся корабли ПЛО резко возрастет.
Учитывая статус Королевского военно-морского флота как ключевого компонента военно-морской мощи НАТО, другие страны, такие как США, Франция и Германия, будут вынуждены теперь принять слабину британского флота уже как данность.
Только в России имеется более 60 атомных и дизельных подводных лодок, пишет Forbes. Многие из них вооружены противокорабельными ракетами, которые могут нанести ущерб военным кораблям и торговым судам НАТО.
Королевский военно-морской флот сегодня возвращается в Азию — в том числе отправляет свой новый авианосец, чтобы противостоять растущему китайскому флоту, который включает еще 60 подводных лодок. Добавьте к этому подводный флот других стран, с которыми Британия может столкнуться — например, Ирана — и может показаться, что Британии нужно существенно больше кораблей, пишет Forbes.
Комплексный обзор обороны Соединенного королевства уже вызвал споры на фоне сообщений о том, что британская армия может утилизировать весь британский парк танков Challenger 2. Но сокращение противолодочного потенциала Великобритании является особенно деликатным вопросом, учитывая зависимость Соединенного Королевства от импорта, его легендарную морскую историю и статус Королевского флота как особо привилегированного компонента военной мощи Великобритании, заключает Forbes.