Данная технология была разработана МГТУ им. Н.Э. Баумана. Она может позволить сажать тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76 на ледовые взлетно-посадочные полосы, передает ТАСС.
Проректор по экономике и инновациям университета Евгений Сторожук уточнил, что проект получил название «Площадка». Он добавил, что
суть технологии, которая была разработана для материковых территорий Заполярья, состоит в изменении ледового покрова благодаря использованию специальных химических реагентов.
Создание ледовых аэродромов в нашей стране началось еще в конце 1940-х годов. В этот период были проведены высокоширотные воздушные экспедиции Главсевморпути и Вооруженных сил в Центральном полярном бассейне Арктики. В ходе них в 1948 и 1949 годах в полетах с посадками на дрейфующий лед принимали участие самолеты Ли-2, Ил-12 и Пе-8. В 1950 году на лед впервые сел дальний бомбардировщик Ту-4.
Затем на ледовые взлетно-посадочные полосы стали садиться бомбардировщики Ил-28 и Ту-16. Но посадки на лед в то время показали, как свидетельствовали очевидцы, что при торможении тяжелые машины заносило в стороны. Кроме того, отмечается в документах того времени, высокое содержание соли во льду делало его рыхлым, из-за чего при взлете и посадке начиналась такая сильная тряска, что было невозможно контролировать показания приборов.
23 мая 1958 года на ледовый аэродром в районе дрейфующей полярной станции «СП-6» сели бомбардировщики Ту-16. Во время взлета один из Ту-16 занесло, он крылом зацепил стоявший неподалеку Ил-14. Оба самолета получили серьезные повреждения. Восстановить бомбардировщик в условиях Арктики было невозможно. После этого Ту-16 на ледовые аэродромы в Арктике больше не садились.
После всех проб и ошибок приоритет был отдан аэродромам на побережье и островах Северного Ледовитого океана. Все понимали, что ледовые аэродромы весьма ненадежны — льдина может расколоться в любой момент.
Поэтому в советское время на побережье и островах Северного Ледовитого океана были созданы следующие аэродромы: Амдерма, Греэм-Белл (ледовый, Земля Франца-Иосифа), Рогачево (Новая Земля), Надым, Алыкель, Диксон, Хатанга, Тикси, Темп (остров Котельный), мыс Шмидта, Певек, Угольные Копи (Анадырь). Ряд из них был двойного назначения — то есть эксплуатировался как военным ведомством, так и министерством гражданской авиации.
Некоторые из этих аэродромов были задействованы в реализации концепции передового авиационного эшелона, которая была разработана в советское время. Суть этого замыла заключалась в том, что дальние перехватчики авиации ПВО во взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного дозора и управления должны были осуществить перехват стратегической авиации противника в Арктике до рубежа пуска ими крылатых ракет по центральным регионам России.
В этих целях отрабатывался вариант ввода в бой передового авиационного эшелона дальних перехватчиков со следующих аэродромов 10-й отдельной армии противовоздушной обороны (штаб и КП — г. Архангельск) — Амдермы, о. Новая Земля (Рогачево) и ледового аэродрома Греэм-Белл.
В частности, в марте 1988 года эскадрилья МиГ-31П 518-го истребительного авиационного полка (пункт постоянной дислокации — Талаги, 18 км от Архангельска) выполнила перелет и посадку на ледовый аэродром Греэм-Белл архипелага Земля Франца-Иосифа.
Таким образом, идея использования ледовых взлетно-посадочных полос в нашей стране отнюдь не нова.
«Другое дело, насколько целесообразно строительство аэродромов изо льда и осуществление на них посадки тяжелых военно-транспортных самолетов. Все это, на мой взгляд, требует качественного экономического обоснования», — рассказал «Газете.Ru» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По мнению специалиста, в любом случае лед останется льдом, какие бы присадки при этом для его укрепления не использовались. Этот материал при любом раскладе будет недолговечным, тем более в условиях продолжающегося глобального потепления и отступления арктических льдов.
«Не лучше ли основательно вложиться в модернизацию и расширение аэродромов на побережье и островах Северного Ледовитого океана? Сделать их первоклассными взлетно-посадочными полосами, оснащенными самыми передовыми светотехническими и радиолокационными системами, допускающими их всепогодное применение? Эта работа уже ведется, но вполне возможно, что ей требуется придать второе дыхание», — рассказал Константин Макиенко.
По мнению специалиста, учитывая тенденции увеличения дальности полета современных самолетов, подобный подход позволит многократно перекрыть весь Северный Ледовитый океан, а доставку материальных средств небольшим подразделениям и научно-исследовательским станциям, непосредственно находящимся на паковом льду, можно осуществлять либо парашютным способом, либо посадкой военно-транспортных самолетов среднего класса.
Между тем, борьба за Арктику продолжает усиливаться. Как ранее писала «Газета.Ru», в борьбу за арктический регион вступают не только страны бассейна Северного Ледовитого океана — США, Россия, Канада, Норвегия, Дания, — но и державы иных регионов, например, КНР. Полярные исследования давно перешли из сферы науки в сферу экономики, что привело к ожесточенному политическому спору между государствами, граничащими с Арктикой.
Разного рода разногласий и противоречий в потенциально конфликтных сферах между государствами-интересантами в Арктике в настоящее время достаточно много.
Во-первых, сохраняется неопределенность в очертаниях исключительных экономических зон стран региона.
Эта проблема возникла не вчера и разрешится далеко не завтра. Дело в том, что международное законодательство в этой сфере применительно к Арктике сегодня сформулировано таким образом, что вольно или невольно возникают спорные вопросы.
В частности, ширина исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от так называемых исходных линий. Однако если тому или иному государству удается доказать, что какая-то часть морского дна является продолжением его континентальной платформы, то в этом случае можно претендовать на расширение своей исключительной экономической зоны.
А это на практике означает возможность разведки и разработки природных ресурсов на морском дне и в его недрах, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений. Цена вопроса в этом случае исключительно высока. Все дело в том, что в Арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа. Об этом очень много говорится в последнее время, правда, не всегда добавляют, что при нынешнем уровне цен добыча углеводородов в Арктике, скорее всего, на данном этапе нерентабельна, однако уже завтра ситуация может кардинально изменится.
Пока же Арктика становится полигоном использования самых совершенных технологий, в которых современная Россия откровенно не сильна. Применительно к добыче твердых полезных ископаемых можно говорить об отсутствии технологий добычи со дна Мирового океана.
Во-вторых, не менее острая проблема в Арктическом регионе — споры о полномочиях тех или иных государств относительно Северного морского пути.
Ожидается, что в текущем столетии Северный Ледовитый океан полностью освободится ото льда. Прогнозы по срокам этого события разнятся. В любом случае трасса Северного морского пути (СМП) становится все более и более доступной для коммерческого судоходства.
В последнее время все чаще со стороны США высказываются мнения об ослаблении российского присутствия в Арктике и интернационализации Северного морского пути.
То есть в Вашингтоне ведут к тому, что СМП должен стать транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества, а не являться только российской национальной транспортной коммуникацией.
Помимо этого, США полагают необходимым активизировать свою деятельность в Арктике и вывести ее на новый уровень, в частности, за счет расширения присутствия в этом регионе Береговой охраны.
Позиция России по СМП, согласно мнению западных экспертов, не всегда выглядит убедительной и является до определенной степени нарушением международного морского права и противоречит принципу мирного использования Мирового океана.
Москва утверждает, что Россия обладает определенным суверенитетом над Северным морским путем. То есть судоходство на СМП должно осуществляться с нашего разрешения, с нашими ледоколами и с нашим навигационным обслуживанием.
Так что во всех этих спорах и разногласиях позиции той стороны окажутся весомее, за которой будет мощный военный компонент. Арктические аэродромы в этом плане — важнейшее звено. Это на сегодня в условиях полного бездорожья в регионе один из основных инфраструктурных элементов, позволяющий быстро перебросить войска (силы) и за считанные дни и часы нарастить военное присутствие в регионе.